Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (общий)
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед» реализуется в
соответствии нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее
реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам‖
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МБУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» утв.
Постановлением Администрации муниципального образования «Хоринский район»
от 26.02.2021г. № 91
https://hakturizm.profiedu.ru/sveden/document
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/polozhenie_o_razrabotke_i_strukture_dopolnite
lnoy_obshcherazvivayushchey_programmy.pdf
Вид программы:
Модифицированная программа, в основу которой, положена примерные
программы находящихся в открытом доступе на образовательных ресурсах с учетом
особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима
и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Актуальность
Данная программа определяет с одной стороны целями и задачами дополнительного
образования, с другой необходимостью формирования у воспитанников четкого понятия
исторической характеристики края. Особенно хочется подчеркнуть актуальность
программы, так как данная программа поможет формировать культуру поведения детей в
природе, научить их отвечать за свои поступки, познать свой край в прошлом и
настоящем, с любовью относиться к природе своей малой родины.
Направленность программы: туристско-краеведческая
Адресат программы: программа ориентирована на обучающихся в возрасте 9-15 лет,
заинтересованных в изучении краеведения
Срок и объем освоения программы:
__1___год, _216____педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - __1__год, _216___педагогических часов;
«Базовый уровень» - __2_ год, __216__педагогических часов;
«Продвинутый уровень» _3 год, ___216 педагогических часов;
Форма обучения: очная, дистанционная (по необходимости).
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные,
разновозрастные
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
(история, этнография, краеведение, туризм, картография)
Режим занятий:
Предмет Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень
__6_часов в неделю; __6_часов в неделю; __6_часов в неделю;
__216_часов в год. _216__часов в год. __216_часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников,
создание условий для формирования у учащихся ключевых компетенций: ценностносмысловых, учебно-познавательных, социо-культурных, коммуникативных через
включение их в учебную и практико-ориентированную деятельность в области туризма и
краеведения.
Задачи:
Предметные:
расширять знания в области краеведения, отечественной истории, географии;
учить школьников понимать и ценить обычаи, традиции и устои русского народа,
сохранять и продолжать традиции национальной духовности;
формировать навыки и умения безопасного нахождения в природной среде
во время походов и экскурсий;
учить рациональным приѐмам преодоления естественных препятствий,
ориентирования на местности;
способствовать повышению общего уровня информационной культуры;
прививать умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской
группе;
расширять знания учащихся по окружающему миру и экологии, полученные
в школе.
Метапредметные:
развивать мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, анализ,
синтез);
способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности;
развивать творческую, познавательную и созидательную активность;
содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания,
воображения, мышления;
развивать устную речь, умения выступать перед аудиторией.
Личностные:
формировать умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской
группе;
формировать навыки культуры общения и поведения в социуме;
формировать потребность бережного отношения к природе;
способствовать формированию навыков физической культуры и здорового
образа жизни;
воспитывать патриотизм посредством занятия краеведением.
Ожидаемым результатом реализации программы является
формирование у учащихся в области:
ценностно-смысловых компетенций:
умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе
собственных представлений, умений и навыков;
умение принимать решения, брать на себя ответственность за их
последствия, осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе выбранных
целевых и смысловых установок;
умение осуществлять индивидуальную образовательную деятельность
(траекторию) с учетом общих требований и норм;
учебно-познавательных компетенций:
умение ставить цель и организовывать процесс еѐ достижения;
уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей
учебно-познавательной деятельности;
владеть техникой и тактикой пешеходного туризма, ориентирования на
местности;
владеть навыками исследовательской деятельности в области краеведения и
экологического окружения;
умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с
использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические
редакторы, презентации);
умение видеть красоту окружающего мира;
умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
социокультурных компетенций:
уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в
окружающем мире: в семье, в классе, туристском объединении;
владеть культурными нормами и традициями родного края, России;
иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и
других странах;
иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном,
многоконфессиональном обществе;
коммуникативных компетенций:
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в
ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы;
владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным
сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
информационных компетенций:
владеть навыками работы с различными источниками информации:
книгами,
учебниками,
справочниками,
атласами,
картами,
определителями,
энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом;
самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать
необходимую
для
решения
учебных
задач
информацию,
организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать еѐ;
применять
для
решения
учебных
задач
информационные
и
телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
природоведческих и здоровье сберегающих компетенций:
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях в
природной, техногенной и социальной средах;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном
здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи;
иметь физическую и техническую подготовку, и умение использовать их в
походах и на соревнованиях.
1.3. Содержание программы «Юный краевед»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
1
Введение в краеведение 3
Основы краеведения
3
2
Мой край на карте
Родины
10
7
3
Практическое задание
3
Я и моя семья
10
2
8
Практическое задание
4
Дом, в котором я живу
или хотел бы жить
12
2
10
Опрос, написание
рефератов,
исследовательские
работы.
5
Моя улица
16
10
6
Подготовка
сообщений,
исследований,
экскурсии.
6
Наша школа
11
5
6
Подготовка
сообщений,
исследований,
экскурсии.
7
Моя малая Родина
18
4
14
Подготовка
сообщений,
исследований,
экскурсии.
8
Бабушкины посиделки
16
2
14
Исследовательские
работы
9
Изучение семейных
традиций
12
6
6
Опрос, написание
рефератов,
исследовательские
работы
10
Природа нашего района 46
12
32
Опрос, написание
рефератов,
исследовательские
работы
11
«Красная книга родного 16
района»
4
12
Практическое задание
, исследовательские
работы
12
Памятники истории
нашего района
22
19
Опрос, написание
рефератов,
исследовательские
41
Входной
работы
13
Герб района
4
2
14
Промежуточная
аттестация
3
3
всего
216
84
2
Опрос, написание
рефератов,
Тестирование
132
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Формы
аттестации/контроля
Практика
1
Моя малая родина –
часть России
12
9
3
Опрос, практическое
задание
2
Источники изучения
истории района
22
10
12
Практическое задание,
исследовательские
работы, экскурсии
3
История семьи, школы,
села
38
26
12
Практическое задание,
исследовательские
работы, экскурсии
4
Наш район богат
талантами
30
10
20
Опрос,
исследовательская
работа, экскурсии
24
12
12
Опрос,
исследовательская
работа, экскурсии,
написание рефератов
39
Наш район в годы
Великой Отечественной
войны
18
21
Опрос,
исследовательская
работа, экскурсии,
написание рефератов
27
6
21
исследовательская
работа, практическое
задание
5
6
7
Обычаи, традиции,
праздники
Листая книгу Памяти
8
Афганистан: история и
судьбы
6
3
3
исследовательская
работа, практическое
задание
9
Святые места
Хоринского района
15
3
12
Опрос,
исследовательская
работа, экскурсии
10
Промежуточная
аттестация
3
3
Всего
216
100
Тестирование
116
Базовый уровень (3 год обучения)
Учебный план
№
п/п
1
Название раздела,
темы
История отчего дома
Количество часов
Практика
Формы
аттестации/контроля
Всего
Теория
26
6
20
Опрос,
исследовательская
работа, экскурсии
2
Мое село в прошлом и
настоящем
19
6
13
Исследовательская
работа
3
Родословие
30
8
22
Исследовательская
работа
4
Тайны родного края
30
10
20
Опрос, экскурсии,
написание рефератов
5
Труженики тыла в годы 66
Великой Отечественной
войны
20
46
Опрос,
исследовательские
работы, практические
задания
6
Спорт в районе
22
4
18
Исследовательская
работа
14
2
12
Экскурсии,
исследовательская
работа
7
Герои нашего времени
8
Промежуточная
аттестация
3
3
Тестирование
9
Итоговая аттестация
6
3
3
Всего
216
62
154
Тестирование, поход
Содержание учебного плана 1 года обучения
Стартовый уровень
Тема 1: Введение в краеведение, Основы краеведения
Вводное занятие. Что такое краеведение?
Тема 2: Мой край на карте Родины
Территория и географическое положение района.
Знакомство с картой района, границы, история образования.
Творческая работа «Легенда о нашем районе»
Тема 3: Я и моя семья
Профессии моих родителей. Дать выяснить детям, кем работают их родители.
Творческий конкурс – «Старая фотография рассказала…»
Моя родословная – нарисовать родословное древо.
Тема 4: Дом, в котором я живу или хотел бы жить.
Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования
из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: Моя улица
Урок-экскурсия по улицам с. Хоринск. Школьники знакомятся с названием улицы,
расположением домов.
Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего села».
Тема 6: Наша школа
Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах.
Тема 7: Моя малая Родина
Экскурсия по селу.
Знакомство с историей села Хоринск.
Знакомство с памятниками села Хоринск.
Тема 8: Бабушкины посиделки
Прослушивание бурятских, русских народных песен, частушек, потешек.
Встреча с бабушками.
Запись и создание альбома.
Тема 9. Изучение семейных традиций
Обучающиеся рассказывают о традициях их семей (семейные праздники, семейные игры).
Встреча с родителями.
Тема 10: Природа нашего края
Растительный и животный мир.
Внутренние воды (реки, озѐра, пруды, подземные воды), их практическое применение.
Объекты и памятники природы края.
Охранять природу – значит охранять Родину. Экскурсия в природу (общение с живой
природой).
Практические занятия:
–разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б)– в весенний период организовывать рейды по защите природы. (Вести
разъяснительную работу о том, какой вред это наносит природе);
в) – операция ―Чистый двор‖.
Тема 11: Красная книга родного края
Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа обучающихся – создание Красной книги.
Тема 12: Памятники истории нашего края
Экскурсии по историческим местам. Сбор фотоматериала.
Тема 13: Герб района
Символика и геральдика с. Хоринск и Хоринского района.
Творческая работа по созданию (герба) своего села.
Содержание учебного плана 2 года обучения
Базовый уровень
Тема 1. Моя малая Родина – часть России
Что такое "краеведение". Почему нужно изучать историю родного края. Понятие "малая
родина"
В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим
положением Хоринского района, села Хоринск, сравнивают с картой Российской
Федерации. Знакомятся с историей появления жителей на Хоринской земле, с историей
возникновения села Хоринск.
Тема 2. Источники изучения истории района. Методы их сбора и использования
Науки-помощницы: археология, палеография, метрология, геральдика, генеалогия.
Понятие и виды исторических источников. Лингвистические исторические источники.
Письменные исторические источники. Устные исторические источники. Вещественные
исторические источники.
Происхождение хори-бурят.
Легенды и мифы хори-бурят.
Практическое занятие.
Посещение краеведческого музея.
Тема 3. История семьи, школы, села
Мои имя и фамилия.
Происхождение имени и фамилии. Русские имена. Фамилия – это наследственное имя
семьи.
История школы. Образование школы. Жанаев Дарма Жанаевич. Начало пути. Школа в
годы Великой Отечественной войны. 50-70-е годы. Учителя школы. Знаменитые
выпускники.
Школа сегодня и в будущем.
Практическая часть. Реферат «Школа моей мечты».
История села. Почему наше село так назвали? Легенды о происхождении названия села.
Прошлое села: образование колхозов, их роль в хозяйственной жизни села.
Комсомольская организация 70–80 годов. Строительство профессионально-технической
школы и ее дальнейшее развитие. История отдельных деревень.
Быт и обычаи населения. Встречи со старожилами района.
Тема 4. Наш район богат талантами
Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, артистами, интересными
людьми, краеведами. Выяснить, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным
краем.
Встречи с интересными людьми.
Презентация «Наш район богат талантами».
Тема 5: Обычаи, традиции, праздники
Обычаи и традиции наших бабушек и прабабушек, современные обычаи, традиции
односельчан. Праздники по временам года, религиозные, сельские мероприятия.
Поисковая работа.
Праздник «Масленица», «Сагаалган».
Тема 6: Наш район в годы Великой Отечественной войны
Знакомство с людьми, героями войны, жившими на территории района.
События истории, жизни и деятельности героев войны.
Тема 7: Листая Книгу Памяти…
Участники Великой Отечественной войны края, погибшие на фронтах, участники войны,
вернувшиеся с фронта. Поисковая работа. Презентация «Ратный подвиг дедов и отцов».
Труженики тыла. Наше село в годы войны. Женщины-труженики тыла. Дети войны.
Поисковая работа. Оформление экспозиции «Гордимся и помним…».
Ветераны труда нашего села. Поисковая работа. Оформление фотоальбома.
Тема 8: Афганистан: история и судьбы
Встреча с участниками афганских событий.
События истории, жизни участников военных действий в Афганистане.
Тема 9. Святые места Хоринского района
Православные церкви, дацаны Хоринского района. Возникновение религии в Хоринском
районе, приход с древности до настоящего времени. Экскурсии.
Презентация «Дацаны и храмы Хоринского района».
Содержание учебного плана 3 года обучения
Продвинутый уровень
Тема 1. История отчего дома
Ближе познакомиться с людьми пожилого возраста, записать их воспоминания о
застройке деревни, об истории строения и людях, которые в них проживали, изучить
интерьер жилища.
Написание исследовательских работ «История отчего дома».
Тема 2. Мое село в прошлом и настоящем
Для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого,
сделать что-либо для того, чтобы их село стало ещѐ краше.
Написание исследовательских работ «Что я знаю о малой родине».
Тема 3. Родословие
Составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.);
семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные
праздники и традиции; создание истории своей семьи.
Написание исследовательских работ «Живая старина».
Тема 4. Тайны родного края
«Великие земляки». В рамках этой номинации рассматриваются исследовательские
работы, в которых освещены интересные, но малоизвестные факты, исторические
эпизоды, события из жизни известных людей из вашего села, города, земляков, имена
которых вписаны в историю района, республики.
«Достижения моего края». В рамках этой номинации рассматриваются работы, в
которых освещены факты, рассказывающие об успехах, достижениях нашего края,
имеющие известность в наше время, прославившие район, республику.
Тема 5. Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны
Исследовательские работы, доказывающие через воспоминания живых свидетелей
военных лет тружеников тыла, что судьба каждого человека есть отражение судьбы
страны. Изучить условия жизни народа в военные годы и в настоящее время.
Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла, узнать, какую цену заплатил
каждый из них, приближая победу.
Тема 6. Спорт в районе.
Как развивается спорт в нашей школе, в районе.
Лучшие спортсмены, которыми мы гордимся.
Собирать материал об интересных фактах из жизни спортсменов.
Тема 7. Герои нашего времени
Экскурсии, беседа с руководителем и тружениками хозяйства.
Исследовательская работа «Герои среди нас» Занесение своих наблюдений в тетрадь
исследователя, выступление на занятии.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
36
(по УП)
Продолжительность каникул
с 01.06. по 31.08.
Даты начала и окончания учебного года с 01.09. по 31.05.
(по УП) Входная – октябрь
Сроки промежуточной аттестации
Промежуточная –декабрь
Итоговая -май
Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП)
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое
обеспечение
- Занятия проводятся в учебном помещении МАОУ
«ХСОШ №2 им. Ю.А.Гагарина», каб.1; учебном
помещении МАОУ «ХСОШ №1 им.Д.Ж.Жанаева»,
каб.№9
- Для реализации программы необходимы компьютер,
принтер, использование фондов библиотеки и музея,
использование фондов районного архива, наглядные
пособия, учебная литература.
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение
- - видео
- фото
- архивные фонды
- фонды музеев
- интернет источники
В программе заняты: 1 педагог, не имеет
квалификационной категории
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Выставка
Слѐт
2.4. Оценочные материалы
В течение учебного года в объединении с целью проверки качества знаний, умений
и навыков, эффективности обучения проводятся три вида контроля:
входной контроль – в начале учебного года;
промежуточный контроль – в течение учебного года;
промежуточная аттестация – в конце учебного года.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото,видеозапись;
- грамота, диплом;
- материалы анкетирования и тестирования;
- отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- защита учебных проектов;
- выставки;
- конференции;
- открытое занятие;
- туристско-краеведческий квест;
- портфолио;
- итоговый отчет.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Контроль знаний, умений и навыков производится в форме педагогического
наблюдения, беседы с учащимися, тестовых заданий, творческих работ, игр на
формирование и сплочение коллектива (тимбилдинг), соревнований, зачетного
туристского похода.
Методы проверки: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос. В процесс
оценки
собственных
достижений
вовлекаются
учащиеся,
что
является
концентрированным выражением общественного мнения группы о каждом ребѐнке.
Уровень теоретической подготовки определяется через зачетные теоретические
занятия по разделам программы в форме: контрольно-тренировочных тестов и заданий,
анкетирования и опроса.
Уровень практической подготовки определяется с помощью контрольнопрактических заданий, сдачи спортивных нормативов, во время зачетных учебнотренировочных занятий и сборов, работы учащихся в качестве помощников
руководителей, участия в соревнованиях различного уровня, творческих конкурсах, во
время зачетных учебно-тренировочных, степенных походов.
Уровень
социально-психологической,
морально-волевой
подготовки
и
воспитанности отслеживается через тестирование и наблюдения педагога.
Наиболее качественные показатели уровня обучения дают итоговые походы и
другие многодневные мероприятия, являющиеся для членов объединения своеобразным
экзаменом на проверку таких качеств, как самостоятельность, выносливость, физическая
подготовка, овладение туристскими и специальными навыками и умениями. Каждый
учащийся оценивается педагогом, друзьями и в зависимости от этой оценки у каждого из
них определяется статус в группе.
Формой оценки образовательных результатов является
Сводный лист оценки образовательных результатов учащегося
по программе «Юный краевед»
Фамилия, имя__________________________________
Группа № ______________________________________
Дата проведения ________________________________
Показатели,
Критерии
Уровень
Кол-во Рейтинг Формы
оцениваемые
качества
баллов
диагностики
параметры
результатов
1. Теоретическая подготовка
1.Теоретические
знания по
образовательным
блокам
программы:
– туризм;
– краеведение;
– основы
экологии.
2. Владение
специальной
терминологией по
программе
Соответствие
теоретических
знаний учащегося
программным
требованиям
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
Осмысленность и
правильность
использования
терминов
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
1.Практические
знания, умения и
навыки,
предусмотренные
программой
Соответствие
практических знаний,
умений и навыков
программным
требованиям
до 5
бал.
до10
бал.
до 15
бал.
сдача тестов;
анкетирован
ие;
опрос;
защита
учебных
проектов,
исследовател
ьских работ
до 5
бал.
до10
бал.
до 15
бал.
2. Практическая подготовка
низкий
до 5
уровень
бал.
средний
до10
уровень
бал.
высокий
до 15
уровень
бал.
Креативность в
начальный
до 5
выполнении
уровень
бал.
практических заданий
репродуктив до10
ный уровень бал.
творческий
до 15
уровень
бал.
3. Личностные результаты
контрольнопрактические
задания;
защита
творческих
проектов
2. Умение
проявлять
активность
владеет способами
совместной
деятельности в группе,
приемами действий в
ситуациях общения,
умениями искать и
находить компромиссы
готовность к
выдвижению идей и
предложений
3.Умение
безопасное поведение в
2. Творческие
навыки
1.Владение
навыками работы
и поведения в
группе и в
социуме
низкий
уровень
средний
уровень
высокий
уровень
до 5
бал.
до10
бал.
до 15
бал.
наблюдение
низкий
уровень
средний
уровень
высокий
уровень
низкий
до 5
бал.
до10
бал.
до 15
бал.
до 5
наблюдение
наблюдение
понимать
ценность здоровья
1.Умение
выполнять
учебные задачи
природной среде;
применение правил
личной гигиены
уровень
бал.
средний
до10
уровень
бал.
высокий
до 15
уровень
бал.
4. Метапредметные результаты
Самостоятельность в
низкий
до 5
анализ
выполнении учебных
уровень
бал.
работы
задач, выделять
средний
до10
главное, соблюдать
уровень
бал.
последовательность,
высокий
до 15
работать
уровень
бал.
индивидуально, в
группе
2.Умение
Способность
низкий
до 5
Контрольные
осознанно
самостоятельно
уровень
бал.
тесты
выполнять
ориентироваться на
средний
До10
практические
местности; соблюдать
уровень
бал.
задания
гигиену и технику
высокий
До 15
безопасности в
уровень
бал.
полевых условиях;
владение техникой и
тактикой пешеходного
туризма
3. Умение
Самостоятельно
низкий
до 5
Анализ
самостоятельно
работать с
уровень
бал.
работы,
выполнять
документами и
средний
До10
защита
творческий проект другими источниками
уровень
бал.
творческих
информации, выделять высокий
До 15
проектов
главное, соблюдать
уровень
бал.
последовательность,
работать
индивидуально и в
группе, способность
представить и защитить
творческий проект
Методика подсчѐта баллов в сводном листе образовательных результатов учащегося
По показателю «Теоретические знания»: низкий уровень – учащийся овладел ½ объѐма
знаний, предусмотренных программой; средний уровень – объем усвоенных знаний
составляет более ½; высокий уровень – учащийся освоил максимальный объѐм знаний,
предусмотренный программой.
По показателю «Владение специальной терминологией: низкий уровень – учащийся, как
правило мало употребляет специальные термины; средний уровень – учащийся сочетает
специальную терминологию с бытовой; высокий уровень – специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
По показателю «Практические знания, умения и навыки»: низкий уровень – учащийся
овладел ½ объѐма знаний, предусмотренных программой; средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет более ½; высокий уровень – учащийся освоил максимальный
объѐм знаний, предусмотренный программой.
По показателю «Творческие навыки»: начальный уровень развития креативности –
ребѐнок
в
состоянии
выполнять
простейшие
практические
задания
педагога; репродуктивный уровень – выполняет задания на основе образца; творческий
уровень – выполняет практическое задание с элементами творчества.
По показателю «Владение навыками работы и поведения в группе и в
социуме»: начальный уровень – учащийся испытывает трудности в общении в группе,
трудно идѐт на контакт; средний уровень – не испытывает серьезных затруднений при
общении в группе; максимальный уровень – учащийся свободно общается, выражает своѐ
мнение, активен и инициативен.
По показателю «Умение выполнять учебные задачи»: начальный уровень – учащийся
испытывает серьѐзные трудности, нуждается в помощи педагога; средний уровень –
работает с помощью педагога; максимальный уровень – учащийся работает
самостоятельно.
По показателю «Умение осознанно выполнять практические задания учебнотренировочного процесса» начальный уровень – учащийся испытывает серьѐзные
трудности, нуждается в помощи педагога; средний уровень – работает с помощью
педагога; максимальный уровень – учащийся работает самостоятельно.
По показателю «Умение самостоятельно выполнять творческий проект»: начальный
уровень – учащийся испытывает серьѐзные трудности, нуждается в помощи педагога;
средний уровень – работает с помощью педагога и в группе; максимальный уровень –
учащийся работает самостоятельно, проявляет креативность.
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в соответствии
с формами аттестации)
Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Уровни трех видов: низкий, средний, высокий
по результатам практических и теоретических
знаний
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Акция
Беседа
Встреча с интересными людьми
Выставка
Диспут
Защита проекта
Игра
Презентация
Мини-конференция
Олимпиада
Семинар
Экспедиция
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
2.6. Список литературы
1. Хоринский район в документах и фактах : сборник / Администрация муниципального
образования « Хоринский район». — с. Хоринск-Иркутск : Принт Лайн.
2. По документам архивного отдела администрации муниципального образования «
Хоринский район». — 2008. — 356 с.
3. Историческое краеведение в школе. – Улан-Удэ, БНЦ, 2002.
4. Этнографический сборник : научное издание / Акад. наук СССР, Сиб . отделение,
Бурят. компл . н.-и.- ин-т . - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1960.
5. Выдающиеся деятели – выходцы из хори – бурят. // Сост. Ш.Чимитдоржиев . Очерки.с.57.- У-У., 2002
6. Архивы - историческое наследие народа.« Удинская новь», №51.-1995
7. Кладовая родного края –Т.Ф. Гармаева –Улан-Удэ: НоваПринт, 2018-152с.
8. «История с. Хоринск» - Гармаева Т.Ф., 1990г.
Описание статьи из энциклопедии:
Историческое краеведение в школе. – Улан-Удэ, БНЦ, 2002.