Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
инспектор движения» (далее - Программа) реализуется в соответствии
нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
•
Нормативно-правовые акты МБУ ДО «СДЮТ и Э».
•
Устав
МБУ
ДО
«СДЮТиЭ»
утверждѐн
Постановлением
Администрации муниципального образования «Хоринский район» от
26.02.2021г №91https://hakturizm.profiedu.ru/sveden/document
Актуальность:
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает
объективную
опасность
возникновения
дорожно-транспортных
происшествий. Несчастные случаи все чаще происходят не на больших
транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а
иногда и во дворе дома.
Причина этого – не достаточное знание правил дорожной безопасности
или нарушают их, не осознание опасности последствий нарушений.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в
непринужденной обстановке производит на детей более сильное
впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все
усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков,
сочинений, проблемные ситуации.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Юный инспектор движения
Вид программы:
Модифицированная программа
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат программы
Младшие школьники: 7-10 (11) лет - ведущей становится учебная
деятельность.
В
психологии
ребенка
появляются
различные
новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего
мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость,
развиваются навыки переключения и распределения. Дети данного возраста
имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать
быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства.
В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо
выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год
«Стартовый уровень» - 1 год обучения, 216 педагогических часов;
Форма обучения: очная
Особенности организации
разновозрастные
образовательной
деятельности:
группы
Режим занятий:
Стартовый
Предмет
уровень
6 часов в неделю;
ЮИД
216 часов в год.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
1. Изучение Правил дорожного движения.
2. Изучение техники вождения велосипеда.
3. Воспитание культуры водителя и пешехода.
4. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через
решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности
движения.
5. Обучение грамотным действиям в непредвиденных и чрезвычайных
ситуациях на дороге.
6.
Организационно-массовая
работа
по
пропаганде
безопасного
поведения на дороге.
7. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения
велосипеда на специально отведенной площадке.
8. Пропаганда здорового образа жизни.
9.
Подготовка
учащихся
к
участию
во
внутришкольных
муниципальных конкурсах.
10. Обучение основам оказания первой доврачебной помощи.
и
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень
Знать
Уметь
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности
за нарушение ПДД;
безопасный путь от дома до школы и обратно;
серии дорожных знаков и их представителей;
устройство велосипеда;
способы регулирования движения;
способы оказания первой медицинской помощи;
назначение дорожной разметки;
признаки и виды переломов;
сигналы водителей;
технику вождения велосипеда на площадке;
понимать знаки светофора и регулировщика;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
изготавливать макеты улиц;
решать ситуационные задания.
оказывать
первую
доврачебную
Владеть кровотечениях и ожогах.
помощь
пострадавшему
при
ранах
1.3. Содержание программы
«Юный инспектор движения»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие.
2
2
2
Изучение Правил
дорожного
движения.
124
50
3
Первая
доврачебная
помощь
при
травмах
и
несчастных
Таблица 1.3.1
Формы
аттестации/контроля
Текущий контроль
Текущий контроль
73
Текущий контроль
18
9
9
случаях.
4
Агитационномассовая работа.
5
Фигурное
вождение
велосипеда.
15
2
13
6
Аттестация.
6
2
4
7
Итоговое занятие.
3
1
2
216
82
134
48
15
Текущий контроль
33
Текущий контроль
Итого
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление
с
планом
работы
объединения.
Техника
безопасности на занятиях. Правила поведения. Экскурсия по поселку с целью
повторения пройденного материала.
2. Изучение Правил дорожного движения.
2.1. Теория. Основные причины дорожно-транспортного травматизма с
детьми (3часа).
Практическая
работа.
Разбор
конкретных
случаев
дорожно-
транспортного происшествия;
2.2. Теория. Пешеходы на дороге (12 часов): обязанности пешеходов,
правила перехода через железнодорожные пути, дороги с односторонним и
двусторонним движением, правила движения по загородной дороге,
пересечение дороги за городом, правила для пассажиров, обязанности
пассажиров перед посадкой, во время движения и при высадке.
Практическая работа. Знания отрабатываются на макетах, решение
проблемных ситуаций на плакатах (карточках), проведение ролевых игр,
моделирование дорожных ситуаций и их разбор.
2.3. Теория. Сигналы светофора и регулировщика (9 часов): виды
светофоров, сигналы.
Практическая работа. Отработка умений ориентироваться по командам
регулировщика;
2.4. Теория. Дорожные знаки, разметка (21 час): места установки,
действие знаков, дублирующие знаки, значение дорожной разметки для
регулировки движения транспортных средств и пешеходов, горизонтальная и
вертикальная разметка.
Практическая работа. Знания отрабатываются на макетах, решение
проблемных ситуаций на плакатах (карточках), проведение ролевых игр,
моделирование дорожных ситуаций и их разбор.
2.5. Теория. требования к движению велосипедов и мопедов (18 часов):
осмотр велосипеда перед выездом, экипировка, места для движения на
велосипедах. Расположение транспортных средств на проезжей части,
порядок движения транспортных средств по участкам дорог с разным числом
полос, перестроение транспортных средств, движение транспортных средств,
скорость которых не превышает 40 км/час.
Практическая работа. Знания отрабатываются на макетах, решение
проблемных ситуаций на плакатах (карточках), проведение ролевых игр,
моделирование дорожных ситуаций и их разбор.
2.6. Теория. Скоростной режим (12 часов): ограничение скоростного
режима в населенных пунктах, скорость движения транспортных средств вне
населенного пункта, резкое торможение, внезапное маневрирование –
причина столкновения транспортных средств.
Практическая работа. Знания отрабатываются на макетах, решение
проблемных ситуаций на плакатах (карточках), проведение ролевых игр,
моделирование дорожных ситуаций и их разбор.
2.7. Теория. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств (24 часа):
условия, при которых разрешается обгон, путь обгона, обгон с выездом на
полосу встречного движения, остановка и стоянка, порядок постановки
транспортных средств, стоянка с целью длительного отдыха, запрет на
остановку транспортных средств;
Практическая работа. Знания отрабатываются на макетах, решение
проблемных ситуаций на плакатах (карточках), проведение ролевых игр,
моделирование дорожных ситуаций и их разбор.
2.8. Теория. Проезд перекрестков (21 час): приоритет пешеходов и
велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам,
недостаточная пропускная способность участка дороги (затор), проезд
перекрестка при желтом мигающем светофоре, регулируемые перекрестки,
левый
поворот,
движение
в
направлении
стрелки,
включенной
в
дополнительной секции одновременно с желтым и красным сигналом,
нерегулируемый перекресток, движение при наличии знаков приоритета,
главная дорога меняет направление, порядок разъезда безрельсовых
транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог;
Практическая работа. Знания отрабатываются на макетах, решение
проблемных ситуаций на плакатах (карточках), проведение ролевых игр,
моделирование дорожных ситуаций и их разбор.
2.9. Теория. Движение через железнодорожные пути (3 часа): движение
осуществляется в соответствии с требованиями дорожных знаков, светофора,
разметки, положения шлагбаума и указаниями дежурного.
Практическая работа. Знания отрабатываются на макетах, решение
проблемных ситуаций на плакатах (карточках), проведение ролевых игр,
моделирование дорожных ситуаций и их разбор.
3. Первая доврачебная помощь при травмах и несчастных случаях.
Теория. Переломы
костей
конечностей,
ребер,
костей
таза,
позвоночника, черепа. Основные правила оказания первой медицинской
помощи. Виды транспортных шин, понятие о травматическом шоке, фазы его
течения. Основные признаки и степени его тяжести. Профилактические
мероприятия для предупреждения шока, первая медицинская помощь.
Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила
наложения стерильных повязок на голову, грудь. Наложение повязок на
палец, плечевой, локтевой, голеностопный суставы, промежность, голень,
стопу.
Практическая работа. Оказание первой доврачебной помощи согласно
теоретической подготовке.
4. Агитационно-массовая работа.
Теория. Указания по технике безопасности при проведении конкурсов и
выступлений.
Психологическая
подготовка
к
соревнованиям
и
выступлениям.
Практическая работа. Участие во внутришкольных и муниципальных
конкурсах и играх. Выпуск стенгазет, боевых листков, молний. Выступление
агитбригад.
5. Фигурное вождение велосипеда, вождение велосипеда
Теория. Техника выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практическая работа. См. «Приложение».
6. Аттестация.
Теория. Правила и порядок выполнения заданий. начальная диагностика,
итоговая диагностика.
Практическая работа. Проведение тестирования и диагностики.
7. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы объединения за год. Безопасность на
летних каникулах.
Практическая работа. Внутренние соревнования, см. «Приложение №2»
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
36 недель
1 год обучения (216 часов в год, - 108 дней)
С 1 сентября по 31 мая
апрель-май
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Характеристика (заполнить)
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение
- Занятия проводятся в учебном помещении
МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ», кабинет
гимнастики.
- Для реализации программы необходимы
наглядные пособия (плакаты, карточки),
учебная литература.
- видео
- фото
- интернет источники
педагог дополнительного образования
высшее образование
имеет водительские права
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются:
Наблюдение
Тестирование
Участие в конкурсах
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Уровни трех видов: низкий, средний, высокий
по результатам практических и теоретических
знаний
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Оценочные материалы (указать
Тесты
конкретно по предметам в соответствии
Соревнования
с формами аттестации)
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Акция
Беседа
Встреча с интересными людьми
Игра
Презентация
Экспедиция
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
2.6. Список литературы
Литература.
1. Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт. – М, Физкультура и спорт, 1990.
2. Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. – М, АСТ-ЛТД, 1997.
3. Вестник образования №23 2007 г.
4. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. - М, Просвещение,
1998.
5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование
детей. – М, Владос, 2002.
6. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, Академия
развития, 2004.
7. Клебельсберг Д. Транспортная психология. – М, Транспорт, 1990.
8. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – М,
Транспорт, 1990.
9. Лукошявиченко О.В. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. – М,
Транспорт, 1988.
10. Лысенко Е.М. Возрастная психология. – М, Владос-Пресс, 2006.
11. Мариненко Н.В. Уроки безопасности. – М, Профиздат, 1991.
12. Правила дорожного движения РФ.
13. Плашечук В.И. Карточки по Правилам дорожного движения. – М, Профиздат,
1991.
14. Саулина Т.Ф. 3 сигнала светофора. – М, Просвещение, 1989.
15. Серяков И. Дорожная грамота. – М, Просвещение, 1971.
16. Сборник авторских программ. Сост. Лазарева А.Г. – Москва-Ставрополь, 2004.
17. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
18. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. – М, Аркти, 2002.
Приложение №1
Фигурное вождение велосипеда.
1. Восьмѐрка
Используются фишки высотой 12 см и радиусом 7 см. Фишки
выставляются в виде двух соприкасающихся кругов.
Малый круг. Внешний радиус - 3,5 м. Внутренний радиус - 3 м.
Большой круг. Внешний радиус - 4 м. Внутренний радиус - 3,5 м.
Расстояние между фишками - 25-30 см.
2. Слалом
Используются стойки на основании. Основание - утяжелѐнный
цилиндр диаметром 15 см и высотой 10 см. К центру основания крепится
полая металлическая трубка (можно из алюминия). Общая высота стойки 1,7
м. Расстояние между первой и второй стойками 1,2 м. Каждое следующее
расстояние уменьшается на 5 см. Всего выставляется 6 стоек.
3. Наклонная доска
В основании конструкции - металлический каркас. Часть конструкции,
по которой движется велосипед, обшита резиной, остальные части пластиком с нанесением на него цветных клеящихся полосок.
4. Прямая дорожка
Используются шайбы радиусом 7 см и высотой 2,5 см. Длина дорожки
3 м. Ширина в начале 40 см, в конце - 10 см.
Необходимое количество шайб - 12.
Расстояние между центрами шайб - 60 см.
5. Перенос предмета
Используются две урны. Урна состоит из тяжѐлого основания, полой
пластиковой трубы с прикреплѐнной на еѐ верхнюю часть чашей.
Высота - 1,2 м.
Переносимый предмет- теннисный мяч.
6. Проезд под перекладиной
Для устройства «ворот» используются стойки на тяжѐлом основании.
На соответствующей высоте стойки устраивается небольшой выступ с
углублением. Две стойки и поперечная планка (полая алюминиевая трубка)
образуют «ворота» для проезда под перекладиной. Устанавливаются подряд
3 ворот.
Высота выступов - 1,33 м, 1,3 м, 1,27 м.
Длина проезда между «воротами» - 2 м.
Проезды устанавливаются в порядке убывания высоты.
Касание верхней планки - 1 штрафной балл.
Сбивание планки или стойки - 2 штрафных балла.
7. Езда по квадрату
Для соревнования используются четыре конуса по углам квадрата и
ещѐ один конус - для обозначения въездных ворот.
На все конусы устанавливается 4 планки (полые алюминиевые трубки),
три - длиною, равной длине стороны квадрата, одна - на 1,25 м короче.
8. Прицельное торможение
Длина коридора на 5 см больше велосипеда, предоставляемого
организаторами. Ширина коридора - 80 см. Контур очерчивается линиями.
По углам элемента устанавливаются конусы оранжевого цвета с
опоясывающими белыми линиями. Высота конуса - 40 см, радиус основания
- 25 см. На верхнюю часть выездных конусов кладѐтся полая металлическая
трубка длиною 1 м.
Приложение №2
Итоговое занятие в объединении ЮИД ЦВР
(примерный конспект)
На итоговом занятии производится проверка знаний, умений и навыков учащихся
по основным критериям, представленным в образовательной программе. На основании
результатов, полученных в ходе итогового занятия, учащиеся и педагог формируют
адекватную оценку своего труда в течение года. Педагогу важно обратить внимание на
успешное или неуспешное выполнение учащимися требований образовательной
программы: при очень высоком, либо очень низком результате у большинства учащихся,
следует пересмотреть содержание программы, поскольку оно либо слишком просто, либо
слишком сложно для данной возрастной категории.
По итогам года желательно поощрить успешно отличившихся воспитанников.
Поощрение позволит испытать успешным учащимся чувство удовлетворения, а менее
успешных нацелит на достижение более высоких результатов.
Цель: Подведение итогов работы объединения.
Задачи:
Провести оценку результатов работы за год.
Закрепление основных знаний, умений и навыков, полученных в течение учебного года.
Воспитание культуры поведения и межличностных отношений во время проведения
итогового занятия.
Развитие коммуникативных навыков.
Материалы и оборудование: велосипед, видеопроектор, автомобильная аптечка, набор
для оказания первой медицинской помощи, билеты по ПДД для объединений ЮИД,
билеты по основам медицинских знаний, изображения дорожных знаков, площадка с
дорожной разметкой.
План занятия.
1. Организационный момент (5 минут).
2. Проверка теоретических знаний ПДД (Правила дорожного движения, общие
положения, правила для пешеходов и пассажиров, требования к движению
велосипедов и мопедов, 15 минут).
3. Проверка теоретических медицинских знаний (тест, 5 минут).
4. Тест на внимательность в различных дорожных ситуациях (презентация, 10 минут).
5. Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи (практическое
задание по оказанию первой медицинской помощи, задание на знание
лекарственных средств автомобильной аптечке, 10 минут).
6. Практическая работа по вождению велосипеда на площадке (20 минут).
7. Подведение итогов (5 минут).
1. Организационный момент.
Педагог оглашает план и регламент проведения занятия, основные задачи.
2. Проверка теоретических знаний ПДД проводится письменно в виде теста.
Оценивание производится по 5-ти бальной системе.
Знания учащегося считаются отличными, если не допущено ни одной ошибки, хорошими,
если допущена 1 ошибка, удовлетворительными, если допущено 2 ошибки. Если ошибок
больше 2, результат не защитывается.
Вариант 1.
1. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед?
1.Правилам для пешеходов.
2.Правилам для водителей.
2. Если велосипедист нарушил Правила дорожного движения, инспектор ДПС имеет право:
1.Предупредить нарушителя.
2.Применить любую из этих санкций.
3.Оштрафовать нарушителя.
3. Что означает этот знак?
1.Такого дорожного знака не существует.
2.Указывает место, где запрещено движение пешеходов.
3.Предупреждает водителей о приближении к пешеходному переходу.
4. Где разрешается кататься на санках и лыжах?
1.По дороге, предназначенной для пешеходов.
2.По правой стороне проезжей части.
3.В специально отведенных местах для массового отдыха, где нет опасности выезда на проезжую
часть.
5. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
1.Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо
просматривается в обе стороны.
2.Всегда, если это безопасно.
3.В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
6. Правила дорожного движения рассматривают понятие «дорога», как:
1.Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса
земли либо поверхность искусственного сооружения.
2.Только проезжая часть, по которой движется транспортное средство.
3.Только дороги с твердым покрытием.
7. Что означает, если одновременно горят красный и желтый сигналы светофора?
1.Можно начинать переход дороги.
2.Скоро будет включен зеленый сигнал.
8. Кто первым проедет перекресток?
1.Водитель велосипеда.
2.Водитель автомобиля.
9. С какого возраста разрешается обучать вождению на мотоцикле?
1.С 12 лет.
2.С 18 лет.
3.С 16 лет.
4.С 14 лет.
10. Разрешается ли водителю мотоцикла перевозить пассажира на заднем сиденье?
1.Разрешается, старше 12 лет.
2.Разрешается только ребенка до 7 лет.
3.Не разрешается.
11. Где разрешается водить группы детей в населенном пункте?
1.Только по тротуару или пешеходной дорожке.
2.По краю проезжей части вдоль тротуара.
12. Разрешается ли эксплуатация мопеда, если рисунок протектора его шин полностью
стерт?
1.Разрешается только в сухую погоду.
2.Не разрешается.
3.Разрешается.
13. Что обозначает такая дорожная разметка?
1.«Островок безопасности».
2.«Направляющий островок» в местах разделения транспортных потоков.
14. В каком ответе наиболее полно указаны места, где пассажиры должны ожидать автобус
при отсутствии посадочной площадки?
1.На проезжей части или тротуаре.
2.На тротуаре.
3.На тротуаре или обочине.
4.На обочине или проезжей части.
15. Какие знаки предупреждают о приближении к железнодорожному переезду со
шлагбаумом?
1. Все знаки. 2. А и Б. 3. А и Д. 4. В и Г. 5. Г.
16. Чем опасен кустарник, растущий у дороги?
1.Ничем.
2.За ним могут прятаться хулиганы.
3.Осенью опадающая листва удлиняет тормозной путь.
4.Он закрывает обзор дороги в одну сторону, пешеход не видит транспортные средства.
17. Чем коварна улица с реверсивным движением?
1.Ничем.
2.Создается впечатление, что движение по ней одностороннее.
3.В моменты смены направления движения она может производить впечатление пустынной.
4.Машина может появиться неожиданно с любой стороны.
5.Верны п. 2, 3, 4.
6.Верны п. 2, 3
Вариант 2.
1. Какие лица Правилами отнесены к
«участникам дорожного движения»?
1.Водители, пешеходы, пассажиры.
2.Дорожные рабочие, водители, пассажиры.
3.Пешеходы.
4.Все перечисленные лица.
2. Пешеход переходит дорогу в неположенном месте. Сотрудник ГИБДД не имеет права:
1.Арестовать нарушителя.
2.Оштрафовать нарушителя.
3.Остановить и предупредить его.
3. С какой стороны наибольшая вероятность появления пересекающего дорогу
автомобиля, если перед перекрестком установлен такой знак?
1.Справа.
2.С любой стороны.
3.Слева.
4. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?
1.Безразлично.
2.Правой.
3.Левой.
5. Где следует переходить дорогу, если обозначенного пешеходного перехода нет?
1.Во всех перечисленных случаях.
2.В любом месте, если поблизости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны.
3.На перекрестках по линии тротуаров или обочин.
6. Относится ли ледовая переправа к понятию «дорога»?
1.Да, относится.
2.Нет, не относится.
7. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
1.Нарушение контакта в светофоре.
2.Переходить дорогу запрещается.
3.Время зеленого сигнала истекает, и сейчас будет включен запрещающий сигнал.
8. Кто имеет преимущественное право на движение?
1.Водитель автомобиля.
2.Водитель велосипеда.
9. В каких случаях велосипедисту разрешается покидать крайнее правое положение на
проезжей части?
1.Для объезда.
2.В разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
3.В обоих перечисленных случаях.
10. Разрешается ли перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера?
1.Разрешается.
2.Не разрешается.
11. Какое расстояние между группами велосипедистов должно быть при их движении по
дорогам?
1.20-30 м.
2.30-50 м.
3.80-100 м.
12. При достижении, какого минимального возраста разрешается перевозить детей на
переднем сиденье легкового автомобиля без специального детского сиденья?
1.С 8 лет.
2.С 10 лет.
3.С 12 лет.
4.С 14 лет.
5.С 16 лет.
13. Такая дорожная разметка:
1.Дает преимущество пешеходу при переходе дороги.
2.Предупреждает водителя о пересечении с велосипедной дорожкой.
3.Дает преимущество велосипедисту и пешеходу.
4.Дает преимущество велосипедисту, переезжающему дорогу.
14. Где нужно ожидать трамвая при отсутствии площадки?
1.На проезжей части не дальше одного метра от рельс.
2.На тротуаре.
3.На проезжей части не дальше одного метра от тротуара.
15. Какой из знаков устанавливается непосредственно перед железнодорожным переездом?
1.Б.
2.А.
3.В.
4.А и Б.
16. Как правильно должен поступить пешеход в показанной ситуации?
1.Остановиться и пропустить автомобиль.
2.Спокойно двигаться дальше.
3.Бегом пробежать арку ворот.
4.Убедиться, что автомобиль уступает дорогу, и продолжать движение.
17. Какое правило безопасности не выполнил мальчик?
1.Остановился на осевой линии.
2.Не успел перейти дорогу за один прием.
3.Не видит автомобиля, приближающегося справа.
4.Отступает назад, не глядя, что происходит у него за спиной.
Вариант-3.
1. Какими правилами должен руководствоваться человек, везущий ручную тележку?
1.Правилами для водителей.
2.Правилами для пешеходов.
2.Какую ответственность несет виновник ДТП, если при этом погиб человек?
1.Никакой.
2.Административную ответственность.
3.Уголовную ответственность.
3. Какое значение для водителя велосипеда или мопеда имеет этот знак с табличкой?
1. Запрещено движение по субботним, воскресным и праздничным дням.
2.Запрещено движение с зажженной фарой.
3. Запрещено движение днем.
4. Как безопаснее перейти дорогу в этом случае?
1.Пешеходный переход дает преимущество, пешеход может смело идти,
не обращая внимания на мотоциклиста.
2.Необходимо убедиться, что мотоциклист уступает дорогу, или
остановиться посередине дороги и переждать, пока мотоциклист проедет.
5. Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода, если она просматривается
только в одном направлении?
1.Можно.
2.Нельзя.
6. Действуют или нет на ледовой переправе требования Правил дорожного движения?
1.Нет, не действуют.
2.Да, действуют.
7. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика
противоречат сигналам светофора?
1.Только сигналам светофора.
2.Только сигналам регулировщика.
8. Кто имеет преимущественное право на движение в направлениях, указанных стрелками?
1.Водитель автомобиля.
2.Водитель велосипеда.
9. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?
1.Не моложе 10 лет.
2.Не моложе 16 лет.
3.Не моложе 14 лет.
10. Какие грузы запрещается перевозить на велосипеде и мопеде?
1.Всякие грузы.
2.Грузы весом более 10 кг.
3.Грузы, мешающие управлению или выступающие более чем на 0,5 м по длине и ширине за
габариты.
11. Почему необходимо сохранять расстояние между группами велосипедистов?
1.Для удобства обгона.
2.Чтобы при торможении группы не столкнулись.
3.Во избежание аварии.
12. Ремнями безопасности можно не пристегиваться при проезде:
1.Сотрудникам на машинах оперативных служб?
2.В такси в городе?
3.В такси на загородной дороге?
4.В автомобиле индивидуального владельца?
13. Эта дорожная разметка имеет следующее значение:
1.Обозначение специальной пешеходной дорожки.
2.Обозначение велосипедной дорожки, стрелы разметки указывают
направление движения по полосам.
3.Обозначение пешеходного перехода, стрелы разметки указывают
направление движения пешеходов.
14. В каком случае разрешается посадка и высадка пассажиров со стороны проезжей части?
1.При вынужденной остановке транспортного средства.
2.По усмотрению водителя при условии, что это будет безопасно и не создает помех другим
участникам движения.
3.На дорогах с односторонним движением, имеющих две полосы или более.
4.Если это невозможно сделать со стороны тротуара или обочины и при условии, что это будет
безопасно и не создает помех другим участникам движения.
15. Сигналом общей тревоги на железнодорожном переезде служат серии из:
1.Одного длинного и трех коротких сигналов.
2.Двух длинных и двух коротких сигналов.
3.Трех длинных и трех коротких сигналов.
4.Трех длинных и одного короткого сигнала.
16. Как переходить дорогу в данной ситуации?
1.Дождаться, пока грузовик уедет, и только после этого переходить
дорогу.
2.Быстро перебежать дорогу.
3.Осторожно начать переход, глядя влево. Поравнявшись с грузовиком, приостановиться,
выглянуть, не скрывается ли за ним другой автомобиль.
17. Где должен идти мотоциклист вне населенного пункта, если он ведет мотоцикл руками?
1.По правой обочине или по правому краю проезжей части.
2.По левой обочине или по левому краю проезжей части.
3.Можно по любой обочине.
Выполняя тест, учащиеся заполняют следующую форму:
Вариант Фамилия Имя.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Ответы к тестам
Вариант 1
1
1
2
2
3
1
4
3
5
1
6
1
7
2
8
2
9
4
10
1
11
1
12
2
13
2
14
3
15
5
16
4
Вариант 2
1
1
2
1
3
3
4
2
5
1
6
2
7
3
8
1
9
3
10
2
11
3
12
3
13
2
14
2
15
1
16
4
17
5
4
2
5
2
6
1
7
2
8
2
9
3
10
3
11
1
12
1
13
3
14
4
15
1
16
3
17
4
Вариант 3
1
2
2
3
3
1
3. Проверка теоретических медицинских знаний
Производится также в виде теста. критерии оценки аналогичны тесту на знание ПДД.
Тест.
1. Какой должна быть длина шины для иммобилизации конечности?
А) Равной длине поврежденной конечности;
Б) фиксирующей поврежденную часть и один смежный сегмент;
В) захватывающей два сустава (выше и ниже перелома).
2. Как оказать помощь при болях в сердце?
А) Дать принять одну таблетку анальгина или аспирина;
Б) дать понюхать нашатырный спирт;
В) дать принять таблетку валидола, дать внутрь 15 капель корвалола в 50 мл воды.
3. Как провести иммобилизацию голени при отсутствии шинирующего материала?
А) Обложить голень валиками из одежды;
Б) прибинтовать к здоровой ноге;
В) туго забинтовать
4. На какой срок может быть наложен зимой кровоостанавливающий жгут?
А) 30 минут;
Б) 1 час;
В) 2 часа.
5. Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% раствор аммиака?
А) Для обработки ран;
Б) для наложения согревающего компресса;
В) для вдыхания при обмороке и угаре.
6. Какой материал может быть использован в качестве шины?
А) Ткань;
Б) кусок доски;
В) вата, бинт.
7. Какие лекарства снимают резкую боль?
А) Валериана, аспирин;
Б) кеторол, анальгин;
В) фталазол, пенициллин.
8. Какое кровотечение считается наиболее опасным?
А) Капиллярное;
Б) венозное;
В) артериальное.
9. как правильно снять с пострадавшего рубашку при ранении левой руки?
А) Снять одежду с левой руки, а затем с правой;
Б) снять одежду с правой руки, а затем с левой;
В) как снимать одежду – нет разницы.
10. При артериальном кровотечении необходимо:
А) наложить на рану повязку;
Б) наложить жгут выше раны;
В) наложить шину и перевязать рану.
Выполняя тест, учащиеся заполняют следующую форму:
Фамилия Имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответы к тесту по первой медицинской помощи:
1
в
2
в
3
б
4
а
5
в
6
б
7
б
8
в
9
б
10
б
4. Тест на внимательность в различных дорожных ситуациях.
(Презентация прилагается).
На экран поочередно проецируются фотографии дорожных ситуаций. На рассмотрение
фотографии дается 20 секунд. Затем на экран проецируются 4 фрагмента, один из которых
отсутствовал на фотографии. Учащиеся должны выбрать лишний фрагмент. На решение
каждого вопроса дается также 20 секунд. За каждый правильный ответ начисляется 1
балл.
Выполняя задание, учащийся заполняет следующую форму:
ЛИШНИЕ ФРАГМЕНТЫ
1
2
Имя Фамилия.
3
4
5
6
7
8
7
Г
8
Г
Ответы к тестам на внимательность в различных дорожных ситуациях.
ФРАГМЕНТЫ
1
В
2
Г
3
Б
4
А
5
Б
6
А
5. Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи и знанию
препаратов автомобильной аптечки.
Учащиеся накладывают повязку при повреждении лба. Оценка производится по
следующим критериям: Название повязки (чепец) - 1 балл; порядок оказания помощи
при повреждении лба - 1 балл; качество наложения повязки – 1 балл.
Далее на столе раскладывается автомобильная аптечка и карточки с заданиями
учащиеся располагаются вокруг, по очереди каждый берет карточку и отвечает на
вопрос. Ответ нужно найти в содержимом аптечки. За каждый правильный ответ
учащимся начисляется 1 балл.
1. что нужно для обработки кожи вокруг раны? (Раствор йода спиртовой 5% или
бриллиантовой зелени 1%)
2. Обезболивающее лекарственное средство. (Анальгин)
3. Какое лекарственное средство нужно применять при обмороке? (Аммиака раствор
(нашатырный спирт))
4. Какое лекарственное средство используется при стрессовых ситуациях? (Корвалол)
5. Какое лекарственное средство используется при отравлении? (Уголь
активированный)
6. Какое лекарственное средство применяется при травме глаз? ( Раствор сульфацила
натрия).
7. Средство для остановки артериального кровотечения. (Жгут)
8. Что нужно для перевязки раны? (Бинт, салфетки)
9. Что используется для перевязки грязных ран? (Атравматическая повязка МАГ с
диоксином)
10. Какое средство можно применять для уменьшения боли при переломе?
(Охлаждающий пакет-контейнер и анальгин)
11. Средство для сердечно-легочной реанимации. (Устройство для проведения
искусственного дыхания «Рот-устройство-Рот»)
12. Какое средство используется при высокой температуре? (Аспирин)
13. Что нужно для фиксации перевязочного материала при ранении пальцев, кисти?
(трубчатый эластичный бинт)
6. Практическая работа по вождению велосипеда на площадке.
Этот вид соревнований вызывает обычно наибольший интерес учащихся благодаря
компактной дистанции (фигурное вождение можно проводить на любой спортивной
площадке размером с баскетбольную) и несложным правилам. Соревнования по
фигурному вождению можно проводить и в закрытых спортивных залах и манежах
независимо от времени года.
Упражнения, или фигуры, как принято называть, выполняются участниками, не сходя с
велосипеда в пределах разметки либо ограничительных фигур, стоек или шнуров. Нужно
пройти полностью траекторию каждой фигуры. Соревнования по фигурному вождению
способствуют развитию навыков владения техникой езды на велосипеде в самых
неожиданных ситуациях.
На итоговом занятии рекомендуется выполнять следующие упражнения:
Фигуры см. Приложение №1
Наибольшее количество баллов за это задание – 20. За каждое нарушение (потеря
равновесия, пересечение линий разметки, сбивание конусов) начисляется штрафной
балл.
7. Подведение итогов.
Подсчитывается общее количество баллов для каждого учащегося. Данные заносятся в
таблицу.
Фамилия
Имя.
Тест
ПДД.
Медицина
Тест на
Общий
Повязка Аптечка Вождение
тест.
внимательность
балл
Учащиеся, показавшие высокий результат награждаются дипломами.