Лесовичок

1

1

Оглавление
1.

Комплекс основных характеристик дополнительнойобщеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

3- 6

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

6-8

1.3. Содержание программы

9

2.

Комплекс организационно педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

10-19

2.2. Условия реализации программы

19-21

2.3. Формы аттестации

21-22

2.4. Оценочные материалы

22-23

2.5. Методические материалы

23-24

2.6. Список литературы

24-25

2

2

1. Комплекс

основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа школьное лесничество «Лесовичок» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
•
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
•
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyuobscherazvivayuschih-program.pdf
•
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"//
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам‖
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
•

Нормативно-правовые акты МБУ ДО «СДЮТ и Э».

• Устав МБУ ДО «СДЮТиЭ» утверждѐн Постановлением Администрации муниципального
образования «Хоринский район» от 26.02.2021г №91
https://hakturizm.profiedu.ru/sveden/document
3

3

Дополнительная общеразвивающая программа школьное лесничество «Лесовичок»
имеет эколого-биологическую и естественнонаучную направленность.
Программа реализует компетентностный подход в системе дополнительного образования,
направлена на повышение у обучающихся ценностного отношения к окружающему миру.
Актуальность программы заключается в развитии интереса к природе Бурятии,
богатой уникальным разнообразием лесных ресурсов; содействии профессионального
самоопределения учащихся, приобщении обучающихся к исследовательской и
практической деятельности по сохранению и восстановлению леса.
Особенность содержания программы заключается в формировании у детей
ценностного отношения к природным ресурсам посредством изучения лесных
экосистем родного края через экскурсии, походы, экспедиции, практические задания
по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного
воздействия на лес.
Новизна программы заключается в практической направленности. Программа
предусматривает активную природоохранную деятельность обучающихся, которая
способствует дальнейшему улучшению охраны окружающей среды; позволяет
получить необходимые навыки для участия в конференциях, конкурсах и
соревнованиях лесоводов, способствует профориентации школьников. Исследования
природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Учебноисследовательская деятельность школьников по выявлению экологических проблем
региона предполагает в дальнейшем прогнозирование и работу по их устранению.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологоэкологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом
региональных, в том числе экологических, особенностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в активизации
познавательной деятельности обучающихся, в развитии умения анализировать,
систематизировать и обобщать полученные знания. В процессе обучения у детей
формируется осознанно-правильное отношение к природе.
Адресат программы:
Дети младшего и среднего школьного возраста, к которым обращена данная программа,
характеризуются такими психологическими особенностями, как – период накопления, впитывания
знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим
высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая
внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на
повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения
психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в
этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, способствует формированию
потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.
https://multiurok.ru/blog/psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristika-dietiei-mladshieghoshkol-nogho-vozrast.html
Программа адресована обучающимся 10–14 лет. В объединение принимаются все желающие
без ограничения и конкурсного отбора. Состав обучающихся постоянный, возможно
пополнение группы в течение учебного года. Количество
обучающихся
в
группе
до 13 человек.
Наборпредусматривает 2 группы.
Режим занятий:
4

4

Количество занятий в неделю – 3.
Продолжительность занятий – 2 часа.
Общий объем часов в год – 216.
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения – 36 недель (6 часов в неделю)
– 216 часов, из них 126 часов – практические занятия, 90 часов – теоретическиезанятия.
Форма обучения: очно-заочная. В программе используются дистанционные
образовательные технологии и средства электронного обучения.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной
направленности «Школьное лесничество» предполагает стартовый и базовый
уровни сложности.
«Стартовый
уровень».
Характеризуется
экскурсионно-познавательной
деятельностью, предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных
форм
организации
материала,
минимальную
сложность
предполагаемого для освоения содержание программы.
«Базовый уровень». Характеризуется учебно-познавательной деятельностью.
Предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в
области эколого-биологической и лесоинженерной направленности, расширение и
углубление знаний по окружающему миру, ботанике, дендрологии, таксации,
лесоведению, что повышает мотивацию к изучению предмета биологии и расширяет
круг знаний и интересов учащихся за пределами школьной программы. Все это
способствует формированию целостности восприятия окружающего мира.
Формы организации деятельности участников объединения: индивидуальная,
групповая, фронтальная, работа по подгруппам.
Формы проведения занятий: встречи со специалистами разных профессий,
творческая работа, проектная и исследовательская деятельность, выставки,
соревнования,
экскурсии,
экологические
акции,
лабораторные
работы,
экспериментальная деятельность, консультации, игры-тренинги,полевая практика.
Направления работы «Школьного лесничества»:
Природоохранная деятельность:

● охрана лесов от пожаров (патрулирование);
● проведение природоохранных рейдов;
● установка аншлагов, развешивание

плакатов,

листовок,

созданиевидеофильмов.
Лесохозяйственная деятельность:

●
●
●
●

прополка посевов;
уход за лесными культурами;

сбор лесных семян;
сбор лекарственного сырья;
Эколого – просветительская деятельность:

● изготовление

средств
наглядной
агитации
(аншлагов,
плакатов,листовок, видеофильмов и т.д.);
● проведение
экологических
игр,
образовательных
событий,
викторин,
мастер-классов, агитационной работы, экологических акций и
марафонов.
5

5

Учебно – исследовательская деятельность:

● теоретические занятия;
● проведение опытов, экспериментов;
● научно - исследовательские работы.
Формы подведения результатов реализации программы: дневник полевой
практики; практические работы; защита проекта; презентация портфолио; зачет по
результатам творческих работ; участие в экологических акциях и просветительской
работе.
Показателями результативности освоения программы является участие в
региональных и Всероссийских конкурсах, марафонах и научно- практических
конференциях.
Динамика интереса к работе объединения и уровень развития экологической
компетентности обучающихся отслеживается в «Листе достижений и участия в
мероприятиях лесничества», также учитываются результаты анкетирования (входная
и итоговая диагностика).

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования экологической
компетентности обучающихся, направленной на воспитание ценностного отношения
к природе и мотивацию природоохранной деятельности средствами школьного
лесничества.
Задачи:
Обучающие:
• формировать систему эколого-биологических знаний по лесоведению, умения
планирования и организации экспериментальных исследований, овладения методами
практической работы экологической направленности и методами самостоятельного
поиска, систематизации, обобщения научной информации.
Развивающие:

• развивать творческие способности и потребность к самореализации через
овладение современными исследовательскими, проектными технологиями в области
эколого-биологической и лесоинженерной направленности; умения системного
анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента;
• способствовать развитию социальной активности обучающихся через оказание
помощи организациям, ведущим лесное хозяйство, в проведении лесохозяйственных
мероприятий; профориентации обучающихся.
Воспитательные:

• воспитание

у обучающихся сознательного подхода к восприятию
экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к
решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов.
Ожидаемые результаты
Личностные:

● формирование личностных представлений о целостности экосистемы леса;
6

6

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
● формирование основ экологической компетенции соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
● формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной,
общественнополезной,
творческой,
проектноисследовательской деятельности;
● формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
● воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости
сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего
изучения природы
Метапредметные:
● умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
● владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности;
● умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждение и делать выводы;
● умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
● освоение элементарных приемов исследовательской деятельности:
формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
● формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения:
поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей;
понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде
таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
Предметные:

● первичные представления о лесоводстве, экологических знаниях как
компоненте научной картины мира;
● основополагающие знания об экосистеме леса, как целостной развивающейся
системе, о единстве человека и природы;
7

7

● первичные навыки использования технологии создания лесных культур;
● элементарные практические умения использования приборов и инструментов
●
●
●

●
●
●

для определения количественных и качественных характеристик компонентов
лесной среды, в том числе еѐ экологических параметров;
основные направления восстановления и охраны лесных экосистем;
первичные навыки нахождения информации о лесных экосистемах, еѐ
использование и презентации;
начальные умения и навыки использования природоохранных знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
общие представления об экологических проблемах, умения и навыки
безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающейсреде.
умение оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов;
владение основами учебно-исследовательской проектной деятельности.

8

8

1.3. Содержание программы школьного лесничества«Лесовичок»
Стартовый уровень (1 год обучения)
№

Тема

Календарный учебный план
Всего
В том числе
часов
Теория
Практика
Форма
контроля

1

Введение

2

Осенняя
практика

2
полевая

Беседа,
наблюдение

2
16

16

Наблюдение,
анализ,

3

Лес как экосистема

56

36

4

Охрана и защита леса

32

15

5

Основы лесной таксации

18

8

20

практикум
Беседа,
тестирование,
опрос.

17

Лабораторий,
проект

10

Опрос
лабораторий, проект

6

Учебно- исследовательская
деятельность (проектная)

44

7

Весенняя
практика

16

полевая

24

20

Защита
проектов,
презентация,
самоанализ

16

Наблюдение,
анализ,
практикум

8

Открытые мероприятия.

10

10

Самоанализ,
прогнозирование

9

Итоговый контроль.

4

4

Диагностика
(входная,
итоговая)

10

Массовые
мероприятия
(акции, экскурсии др.)

18

Итого:

216

5

13

90

9

126

Самоанализ,
групповая
оценка

9

№
п/п
1.
1.1.

1.2.

2.
2.1.

2.2

2.3.

3.

2.Комплекс организационно педагогических условий
2.1.Содержание учебного плана
1 год обучения
Количество часов
Формы
Название раздела. Темы
аттестации
всего
теория практи
/контроля
ка
Введение
Региональные
особенности
лесных
сообществ
и
их
основные методы
изучения

2

2

1

1

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение.

Комбиниров
анное занятие

Знакомство с деятельностью 1
школьного лесничества,план
работы,
участия
юных
лесничих в охране
и восстановлении лесов

1

Анкета,
диагностика,
собеседование

Комбиниров
анное занятие

Дневник
наблюдений

Экскурсия

Осенняя
практика

полевая

16

16

Экскурсия в парк, в лес по 4
теме
«Леса
нашего
района».

4

Охрана леса школьного
лесничества. Акция
«Чистый лес»

6

6

Сбор гербария: мхи,
лишайники,
травянистые растения.

6

Лес как экосистема
Понятие
экосистеме

3.2.

Экосистемы .

3.3.

Распространение
функции
лесов
биосфере.

3.4.

Общее понятие о лесе.
Структура

о

Самоанализ,
групповая

56

3.1.

3.5.

Форма
занятия

6

36

Экологическ ая
акция

оценка
Презентация
продукта

Лабораторий

20

лесной 2

1

1

Беседа,
наблюдение.

Дистанцион
ная

2

1

1

Кроссворд

Творческая
работа.
Практикум

и 2
в

2

Беседа,
наблюдение.

Дистанцион
ная

2

1

Групповая,
индивидуаль

Дистанцион
ная

ная / беседа,

Практикум

лесного

2

1

1

1
10

1
0

3.6.

Признаки
древостоев.
Лесная типология.

2

1

1

наблюдение,
анализ

3.7.

Основные сведения о

2

1

1

Презентация

Интерактивн ая
игра

1

1

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
опрос

Дистанцион
ная

Комбиниров
анное занятие

фитоценоза.

лесных
3.8.

ресурсах

мира.

Леса России.
Характеристика
лесов 2
республики
Бурятия.
История возникновения
лесов.

Дистанцион
ная

3.9.

Основные
закономерности
функционирования
лесных экосистем.

2

1

1

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
опрос

3.10

Лесные сообщества.
Структура биоценоза.

2

1

1

Беседа,
опрос

Викторина

3.11

Видовое разнообразие
сообщества

2

1

1

Презентация
самоанализ

Дистанцион
ная

3.12

Отношения организмов
в биоценозах.

2

1

1

Опрос

Деловая
игра

3.13

Общие закономерности
лес восстановления.

2

1

1

Комбиниров
анное занятие

3.14

Важнейшие виды
хвойных лесов.

2

1

1

3.15

Важнейшие виды
лиственных лесов.

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение,
анализ

2

2

3.16

Сосна – жемчужина
лесов Бурятии.

2

2

1

3.17

Важнейшие виды леса
России.

2

2

1

Беседа,
наблюдение

Практикум

3.18

Лес как среда обитания
животных.

2

2

1

Беседа,
наблюдение

Дистанцион
ная

3.19

Морфологические,
4
экологические
и
поведенческие особенности
некоторых
лесных зверей и птиц.

4

Наблюдение,
прогнозиров
ание

Беседа,
Комбиниров
анное занятие

3.20

Растительные ресурсы

2

Групповая,

Дистанцион

2

11

Защита
продукта

Дистанцион
ная

1
1

лесов нашего района, их
использование
человеком.

индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение.

ная

3.21

Лес и здоровье
человека.

2

2

Тематически
й кроссворд

Деловая
игра

3.22

Животные
ресурсы
лесных экосистем, их
использование
человеком.

2

2

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение.

Дистанцион
ная

3.23

Лесные
травянистые
растения.

2

1

Беседа,
наблюдение.

Исследовате

3.24

Исчезновение лесов
глобальная
экологическая
проблема.

3.25

Лес и человек

3.26

Воздействие загрязнения на 2
лесныесообщества.

3.27

Обобщающее занятие.

4.

Охрана и защита леса.
32
Охрана леса от пожара и 4
правонарушений.
Виды
лесных
пожаров,
простейшие способы и
техника их тушения.

4.1.

–

1

2

2

2

2

2

Беседа,
самоанализ.

2
15
1

17
3

льский
практикум
Деловая
игра

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение.

Дистанцион
ная

Групповая
оценка работ

Играпрактикум

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение.

Дистанцион
ная

Дистанцион
ная

4.2.

Последствия лесных
пожаров.

4

2

2

Презентация

Лабораторий

4.3.

Вредители леса и меры
борьбы с ними.

4

2

2

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение.

Дистанцион
ная

4.4.

Определение
вредителей леса по

2

1

1

Групповая,
индивидуаль

Комбиниров
анное

12

1
2

наносимым ими
повреждениям
(практическая работа).

ная
/
наблюдение
анализ.

4.5.

Болезни леса и меры
борьбы с ними.

2

1

4.6.

Законы об охране лесов.
«Правила леса»

2

2

4.7.

Лесное
законодательство.

2

2

4.8.

Лесные
заповедные
зоны.
Общая
характеристика.

2

2

4.9.

Особо
охраняемые
территории
Республики Бурятия.

4

2

4.10

Красная книга.

3

4.11

5.

Обобщающее занятие.

Основы лесной
таксации.

18

8

План организации лесного 2
хозяйства.
План
насаждений.

2

5.2

Главнейшие таксационные 4
признаки
насаждений.
Состав, флора, средняя
высота, диаметр, возраст,
полнота, бонитет, запас
и т.д.

2

5.3.

Знакомство
приборами.

2

Встреча

с 4
с

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение,
прогнозиров
ание

Дистанцион
ная

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение

Дистанцион
ная

2

Презентация

Дистанцион
ная

3

Проект

Научная
экспедиция

3

5.1.

Круглый
стол

1

3

занятие

Групповая

Комбиниров
анное занятие

Комбиниров

оценка работ,

анное

опрос

занятие

10

13

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение

Дистанцион
ная

2

Беседа,
наблюдение,
анализ

Дистанцион
ная

2

Групповая,
индивидуаль

Научная
экспедиция

1
3

лесничими.

ная / беседа,
наблюдение

5.4

Практическая
работа
с 5
приборами
«Определение объема леса
на
корню,
возраста
насаждений, диаметр
дерева, высоты».

1

4

Лабораторий
самоанализ

Научная
экспедиция

5.5.

Обобщающее занятие.

1

2

Опрос, зачет

Практикум

6.

Учебно –

3
44

24

20

исследовательская
6.1.

деятельность
Что такое «проект»? Этапы 4
работы над проектом.

3

1

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение,
прогнозиров
ание

Консультация

6.2.

Знакомство с объектами 4
исследований, выбор
методики.

3

1

Беседа,
анализ

Научная
экспедиция

6.3.

Учимся
обрабатывать
информацию

4

4

Групповая,
индивидуаль
ная / беседа,
наблюдение,
анализ

Комбиниров
анное занятие

6.4.

Создание проектов

28

Защита
проекта,
самоанализ

Комбиниров
анное
занятие

7.

Весенняя
полевая
практика на участке
леса школьного
лесничества

16

7.1.

Очистка
леса
от 6
бытового
мусора.
«Зеленый десант»

6

7.2.

Обустройство мест
отдыха.

4

8

14

14

16

4

14

Самоанализ,
групповая
оценка,
прогнозиров
ание

Научная
экспедиция
Экологическ
ая акция

1
4

7.3.

Изготовление
наглядной 6
противопожарной агитации,
распространение.

6

Презентация
продукта

8.

Открытые
мероприятия.

10

10

Групповая
оценка

9.

Итоговый
контроль
(входная,
промежуточная и
итоговая диагностика)

4

4

Диагностика
тестирование

Анкетаопрос
Защита
проекта

10.

Массовые

Самоанализ,

Комбиниров

групповая

анное

мероприятия

18

5

13

(акции,

оценка

экскурсии др.)
Итого:

216

90

Практикум

Комбиниров
анное занятие
Интерактивн
ая игра

занятие

126

Содержание курса
Тема № 1. «Вводное занятие»
1
Теория. Введение в программу Знакомство с целями и задачами программы
5
«Школьное лесничество», планом работы на год. Информирование о предстоящих
конкурсах и акциях, участие юных лесничих в охране и восстановлении лесов.
Ознакомление обучающихся с правилами поведения в объединении, правилами
безопасности при работе с инструментами, оборудованием в лаборатории, пожарной
безопасности и правилами дорожного движения. Региональные особенности лесных
сообществ и их основные методы изучения.
Практика. Практическая работа «Знакомство с лабораторным комплексом для учебной
практической и проектной деятельности по биологии и экологии».
Тема № 2. «Осенняя полевая практика»
Теория. Региональные особенности лесных сообществ и их основные методы изучения.
Охрана леса от браконьеров.
Практика. Экскурсия в лесопарк «Леса нашего района».
Лабораторная
работа
«Наблюдение
за муравейниками».
Операция
«Муравейник».
Волонтерская деятельность по очистке участка леса закрепленного за школьным лесничеством
. Акция «Чистый лес»
Практическая
работа
«Сбор
и оформление
гербария».
Работа
в
лесопитомнике, сбор гербария мхов, лишайников, травянистых растений.
Практическая работа «Составление бесед для младших школьников(1-2 классы) на тему
«Зимующие птицы». Операция «Кормушка».
Тема № 3. «Лес как экосистема»
Теория. Понятие о лесе, как основном типе растительности Земли; история
15

взаимоотношений леса и человека; роль зеленых насаждений в жизни человека. Основные
сведения о лесных ресурсах мира; леса России; Средообразующая, или экологическая
роль леса. Значение леса в жизни человека, влияние человека на состояние лесов.
Экономическое значение леса. Лесная растительность: кустарники, кустарнички, мхи,
лишайники, травянистые растения. Краткая характеристика, биологические особенности
и условия произрастания. Подрост, подлесок, живой напочвенный покров, их значение для
леса, изучение структуры лесного сообщества; лесные звери и птицы.
Практика. Практическая работа «Определение лесных растений по внешним
признакам» (по побегам, листьям, хвое, шишкам, ягодам, семенам, коре и древесине и
т.д.) Работа с атласом-определителем. Распознавание грибов, ягод, травянистых растений
по рисункам, гербарию, муляжам и т.д. Лабораторная работа «Листорасположение».
Лабораторная работа «Внешнее строение листа»
Тема № 4. «Охрана и защита леса»
Теория. Организация охраны леса; понятие о видах правонарушений в области охраны
окружающей среды и ответственность за них. Виды лесных пожаров; простейшие способы
и техника их тушения. Поведение обитателей леса во время пожара; последствия лесных
пожаров. «Красная книга» Свердловской области, охраняемые виды животных. Вредители
и болезни леса; защита от них. Правила инвентаризации и охраны муравейников; роль
искусственных гнезд.
Практика. Практическая работа. «Определение вредителей леса по внешним
признакам» (по коллекциям, плакатам, иллюстрациям).
Практическая работа. Оформление коллекций повреждений насекомыми древесины и
других частей дерева, поражений болезнями; участие вПриродоохранные акции: операция
«Муравейник».
Практическая работа по сбору материалов по противопожарной безопасности. Акция
«Останови огонь!»
Тема № 5. «Основы лесной таксации»
Теория. План организации лесного хозяйства; план лесонасаждений. Главные
таксационные признаки насаждений (состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст,
полнота, бонитет, запас, прирост и т.д.).
Практика. Экскурсия в сосновый лес.
Практическая
работа.
Определение
объема леса, на корню, возраста
насаждений.
Лабораторная работа «Измерение диаметра, высоты растущего дерева с помощью
инструментов».
Практическая работа «Определение на глаз высоты и диаметра дерева». Операция
«Меткий глаз».
Тема № 6. «Учебно – исследовательская деятельность»
Что такое проект. Этапы работы над проектом
Теория. Проект. Виды проектов. Алгоритм выполнения проекта: выбор темы и поиск
информации, создание плана проекта.
Практика. Разработка плана, оформление проекта, составление защиты.
Знакомство с объектами исследований, выбор методики.
Теория. Знакомство с исследовательскими методами. Что такое «метод». Наблюдение.
16

1
6

Эксперимент, его виды. Беседа и анкетирование.
Практика. Изучение результатов деятельности (метод самонаблюдения, самоанализа)
Учимся обрабатывать информацию
Теория.
Способы
обработки
информации:
сравнение,
анализ,
обобщение.
Самостоятельный поиск проблемы. Работа с литературой. Опрос. Наблюдение. Выбор и
обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности.
Практика. Работа с источниками информации.
Создание творческих и учебно-исследовательских проектов Теория.
Знакомство с принципами проектной и научно исследовательской
деятельности.
Практика. Выбор темы авторских проектов. Отбор литературы.
Знакомство со специальной литературой. Обоснование выбранной темы, проекта.
Экспертная оценка аналогов. Работа по созданию авторских проектов. Оформление
готовых творческих проектов. Представление творческих проектов. Самооценка,
самоанализ.
Тема № 7. «Весенняя полевая практика»
Теория. Отвод и таксация лесосек
Практика. Лабораторная работа «Определение объема срубленного и растущего
деревьев».
Практическая работа Определение видовой принадлежности растений в лесу.
Подготовка сеянцев лесных культур к посадке. Посадка леса. Подготовка почвы к посеву
лесных культур.
Работа в лесопитомнике. Выполнение работ по предупреждению лесных пожаров;
ведение полевого дневника.
Тема № 8. Открытые мероприятия
Представление творческих проектов участников объединения. Мастер- класс для
родителей и общественности. Встреча с родителями. Презентация лучших проектов.
Награждение грамотами и благодарностями.
Тема № 9. Итоговый контроль
(входная, промежуточная и итоговая диагностика)
Практика. Выполнение творческих проектных заданий, защита
проектов. Проведение мониторинга экологической культуры обучающихся, структурными
компонентами которой являются: экологические знания, экологическое отношение,
экологическая сознательность.
Тема № 10
Массовые мероприятия. Экологические акции
Календарь работ в школьном лесничестве
Мероприятие

Сроки

Содержание работ

Учебная работа

Круглогодично

Научно-исследовательская
деятельность, подготовка к НПК

«Эколята-молодые
защитники природы»

Октябрь -ноябрь

Всероссийская Олимпиада

17

1
7

Экологический
диктант

Ноябрь-декабрь

Всероссийский

«Синичкин день»

Ноябрь-март

Подкормка птиц и изучение их
поведения. Дневник наблюдения

«Байкал - нам дарит
чудеса»

декабрь

Цикл занятий о Байкале для 1-2 классов

«Сохраним
Байкала!»

Декабрь

Патрулирование перед новогодними
праздниками , «Альтернативная
ѐлочка».Участие в Республикансой
акции«Сохраним леса Байкала!»

«Птичий домик»

Январь – март

«Березовый сок»

Март – апрель

Изготовление и развешивание
скворечников,
кормушек.
Конкурс
кормушек
Создание буклетов по теме ,
разъяснительная работа, акция «Берѐзкины
слѐзки»
Создание буклетов по теме ,
разъяснительная работа, акция

«Берегите
пожара!»

леса

лес

от

«Сад Памяти»
«Муравей»
«Лесной костер»

Апрель – май
Май- июнь

Участие в Международной акции.

Апрель – август
Апрель –
сентябрь

Огораживание муравейников.
Совместная работа с лесничими
по оборудованию мест отдыха,
патрулирование. Проведение бесед
среди учащихся, создание листовок

Уход за саженцами

Апрель сентябрь

«Легко ли вырастить
лес?»

Февраль – в
течении года

«День Земли»

«Экологические
походы»

,буклетов
Прополка ,полив, подкормка

Сбор шишек сосны обыкновенной,
получение семян, посев, наблюдение.

Апрель

Республиканская
конференция «Земля-наш
общий дом».

май – сентябрь

18

Познавательные походы,
поездки

1
8

«Семена»

Сентябрь –
ноябрь

«Агитация
и
просвещение»

Круглогодично

Сбор семян дикорастущих
растений
Проведение экскурсий, акций
подготовка

листовок,

бесед,

организация эко-марафона.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещения для занятий:

● учебный кабинет, оснащенный выходом в интернет;
● учебный кабинет, оснащенный Лабораторный комплексом для учебной
практической и проектной деятельности по биологии и экологии.
№

Оборудование

Количество /шт

1.

«Лабораторный комплекс для учебной практической и
проектной деятельности по биологии и экологии»

2

2.

Ноутбук

5

3.

Мультимедийное устройство

1

4.

Магнитная доска

1

Информационное обеспечение
Дидактический материал
● Компьютерные игры;
● Видео и аудиоматериалы,

● Фотоматериалы,
● Методическая и научно-популярная литература.
Список видеоматериалов
1. Красота змей.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Ребятам о зверятах. Части 1-5.
Муравьи атакуют.
Живые драконы.
Поместье сурикатов. BBC
Прогулки под водой. BBC 7. Змеи.
Империя чужих: насекомые. ВВС
Жизнь в микромире. ВВС

Микрокосмос.
ВВС
10.Большое жало. ВВС
11.Эволюция жизни: фильмы 1-5. ВВС
19

1
9

12.Зарождение жизни. ВВС 13.Загадочные
животные. ВВС
14. Жизнь млекопитающих. ВВС
Для реализации программы используется Система дистанционного обучения
Интернет-ресурсы
1. ecosystema.ru - Экологический центр «Экосистема». Методики экологических
исследований, полевые практикумы, методические материалы, определители,
фотографии и описания растений и животных.
2. unnaturalist.ru - Журнал «Юный натуралист».

3. MyBirds.ru — cоветы любителям птиц.
4. http://kpdbio.ru/course/view.php?id=66 - Здесь размещены видео об опытах по
биологии.
5. http://www.zanimatika.narod.ru/Book6.htm - биологическая часть проекта
«Знаем и любим Россию». Хорошая методическая копилка.

6. http://tana.ucoz.ru/ - замечательный сайт учителя биологии (фильмы,
презентации, тексты)
7. http://www.knowbiology.ru/ - Биология. Электронная энциклопедия.

8. http://luts.ucoz.ru/ - занимательная биология.
9. http://oopt.info/index.php?page=1 – информационно-справочная система ООПТ
России.
Кадровое обеспечение.
Педагог, работающий по данной программе должен иметь высшее образование по
специализации географического, биологического, экологического направлений, обладать
необходимыми знаниями по детской психологии, владеть навыками ИКТ. Педагогу
другой специальности необходимы курсы переподготовки. Необходимо сотрудничество
со специалистами лесного хозяйства в качестве консультантов, руководителей,
работающих с участниками детского объединения по утвержденному плану.
Методические материалы
Реализация программы достигается благодаря использованию современных
образовательных технологий, дидактических форм, методов и приемов.
Формы занятий:
● лекция с мультимедийной презентацией, беседа, рассказ;
● организация познавательной активности в группе (проблемные вопросы,
мозговой штурм, методы групповой дискуссии);
● экскурсии на объекты лесного хозяйства и в природу (ознакомление с разными
типами леса);

● практические занятия в питомнике, на закрепленной территории лесничества
(лесопосадки, посев, прополка посевов, уход за леснымикультурами);
● практические природоохранные мероприятия (природоохранные рейды,
акции),
● культурные массовые мероприятия (опросы населения, экологические форумы,
20

2
0

конференции, семинары, игры, викторины, вечера, встречи с работниками
лесного хозяйства, выставки, защита проектов, круглые столы, экскурсии, акции,
и другие);
● самостоятельная работа с живыми объектами, литературой,
изобразительной наглядностью при выполнении индивидуальных
исследовательских работ и проектов.
Методы, применяемые на занятиях:
● словесные (беседа, инструктаж, диспут);
● наглядные (просмотр иллюстраций, рисунков, схем; работа по образцу;
наблюдение)
● практические (изготовление макетов, памяток, настольных игр и др.);

● эвристические (конкурсы, исследования, творческие защиты проектов);
● исследовательские
(исследовательская
деятельность,
практикум,
защита проектов);
● репродуктивные (задания по рассмотренному ранее образцу);

● объяснительно-иллюстративные

(подача
информации
при помощи
наглядных и практических материалов).
Методы
закрепления
материала:
репродуктивные,
частично-поисковые,
исследовательские (эксперимент), творческие.
В основе методики преподавания программы «Школьное лесничество» лежит
системно-деятельностный подход, одна из особенностей которого заключается в том, что
новые знания не даются обучающимся в готовом виде, они «открывают» их сами в
процессе самостоятельной исследовательской и практической деятельности на занятиях
под руководством педагога.
Важное место уделяется экскурсиям и полевой практике, целями которых является
не только показать, научить отыскивать и описывать особенности отдельного объекта или
явления, но и научить видеть жизнь природы в тесной взаимосвязи, показать влияние
человека на нее, последствия антропогенного воздействия.
Используемые современные образовательные технологии:
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

2. Технология развития критического мышления (ТРКМ).
3. Проектная деятельность.
4. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
5. Коллективные творческие дела (КТД).
6. Технология проблемного обучения.
7. Обучение в сотрудничестве.
8. Технология уровневой дифференциации.
9. Групповые технологии.
Формы аттестации/контроля
Определение результативности обучения
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в
постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых
21

2
1

контрольных форм работы. Это самостоятельная разработка обучающимися текстов бесед,
сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения проектов, их защита
в группе; контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры; карта
достижений объединения; открытые занятия в игровой форме; разработка памятки «Юные
лесничие». В учебном году (в начале года, в середине и в конце) проводится аттестация
(входная, промежуточная и итоговая). Результаты заносятся в карту результативности
освоения образовательной программы.
Контроль степени результативности проводится в следующих формах: опрос; открытое
занятие; самостоятельная работа; конкурс творческих работ; выставка; научнопрактическая конференция; портфолио обучающихся. Педагог ведѐт учѐт всех
достижений, фиксирует их в «Листе достижений обучающегося.
Промежуточная аттестация проводится в форме анализа достижений учащихся
(участие в региональных, муниципальных, локальных массовых мероприятиях, участие в
играх, викторинах, посещение экскурсий и практических занятий) за полугодие.
Итоговая аттестация проводится в форме анализа портфолио учащихся, а также в
форме защиты индивидуальных творческих работ (практико- ориентированный
лесоводческий или природоохранный проект, исследовательская работа, реферат,
фотоальбом, видеофильм).
Примерные темы творческих работ, проектов и рефератов:
● «Создание школьного питомника для озеленения села»;

●
●
●
●
●
●

«Озеленение территории школы»;
«Создание зеленой карты леса»;
«Оформление зон отдыха»;

2
2

«Лекарственные растения Хоринского района»;
«Памятник природы»;
Проект «Ёлочка живи!», «Сохрани дерево – сбереги жизнь!»
Диагностика результатов
Результаты
Методы диагностики
Критерии
оценивания

Предметные знания

Викторины, игрывикторины,тесты

По
каждой
теме
разрабатывается
оценочное средство, от
10 до 25 баллов

Иные предметные

Педагогическое

умения

наблюдение

Бинарная
оценка
(зачет/незачет)

практика)

(полевая

на

практических занятиях

22

Метапредметные
результаты

Письменные
задания
открытого типа (текст с
развернутым
ответом,
рисуночные
задания)
Педагогическое
наблюдение
на
практических
занятиях,
играх, викторинах.
Анализ
индивидуальных
творческих работ.
Методики рефлексии

Для каждого учащегося
проводится
входная
и
итоговая
диагностика.
Успешной
реализацией
считается
наличие
прироста
измеряемых
показателей. По отдельным
показателям
возможен
выбор
балльной
или
бинарной
шкалы.

Личностные результаты

Педагогическое
наблюдение на экскурсиях,
практической работе по
лесоводству
и
охране
природы
Устная рефлексия

Входная, промежуточная и
итоговая
диагностика.
Отслеживается
прирост
измеряемых показателей.
По
отдельным
показателям
возможен
выбор балльной или
бинарной шкалы.

2
3

Пороговые показатели результатов, свидетельствующие об успешном усвоении
программы, педагог устанавливает в рабочей программе самостоятельно для каждой
учебной группы. Показатели могут быть заданыв статической форме (например, не менее
60 % баллов по каждой теме) или динамической форме (прирост по отношению к
результатам, зафиксированным на входной диагностике).
Учебно-методическое обеспечение
Учебные пособия
1.

Плешаков
А.А. От земли до неба:
начальной школы. — М.: Просвещение, 2011

2.

Плешаков
А.А.
Зеленые
страницы:
начальных классов. — М.: Просвещение, 2011

3.

Плешаков А.А. Атлас. Окружающий мир. 1-4 классы. М.: «АСТПРЕСС школа», 2010

4.

«135 уроков здоровья» Л.А. Обухова – М. : ВАКО, 2014

5.

Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие.- СПб:
ИГ «Весь», 2014

23

Атлас-определитель
Книга

для

для

учащихся

6.

Новейший справочник школьника.
Петербург «Весь», 2014

CD-диск. 1-4 классы. Санкт-

7.

Олимпиадные задания. О.Н. Пупышева – М. : ВАКО, 2018.

8.

Тексты художественных произведений.

9.

Сборник познавательных опытов и экспериментов.

10.

Рекомендации для оформления исследовательских работ.

11.

Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
Наглядный дидактический материал

1.

Карты «Природные зоны», «Физическая карта России»

2.

Коллекции: «Гербарий растений для начальных классов»

3.

Коллекции плодов и семян древесных растений, насекомых,
древесных пород, грибов

4.

Коллекция «Гербарии древесных и травянистых растений, зимних
побегов древесных растений, растительных сообществ»

5.

Таблицы демонстрационные. 1-4 класс. М.: «Экзамен»

6.

Таблицы. ОБЖ. Безопасное поведение школьников. М. «Экзамен»

7.

Таблицы по природоведению. 1-4 классы. М. «Эдустронг»

8.

Глобус.

Список литературы
Список рекомендуемой литературы для педагога
1. Александрова Ю. Н. Юный эколог – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2. Введение в лесоводство: учебное пособие под редакцией А. Ф. Хайретдинова, С. В.
Залесова. – Екатеринбург, 2012. – 130 с.
3. Глебова В. Д., Спирина Е. В. Живой мир вокруг тебя: учебно- методический комплекс
элективного курса для учащихся 5-х классов [Текст] /В. Д. Глебова, Е. В. Спирина –
Ульяновск: УИПКПРО, 2009.–80 с.
4. Дзятковская Е. Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по
формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:
Методическое пособие – Москва: Образование и экология. 2012.
–72с.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. –
Москва: Просвещение, 2008. – 192 с.
6. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне или первые уроки
экологической этики. – Москва: Просвещение, 2007. – 160 с.
7. Плешаков, А. А. Зелѐные страницы. – Москва: Просвещение, 2008.-223 с.

5.

Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической
направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные
классы. – Москва: Просвещение, 1998.
9. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. – Волгоград:
Учитель, 2005. – 130 с.

8.

24

2
4

10. Щетинский, Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. – 3-е
изд., перераб. и доп. / Е.А. Щетинский. – М.: ВНИИЛМ, 2012.- 86 с.
11. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – Москва: ООО Издательство
«Астрель», 2000.- 384 с.
12. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – Москва: Просвещение, 1989. –416 с.
Периодические издания:

1. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников. – Начальнаяшкола. – 1992. № 11-12. – С.19-22.
2. Ишутинова, Л. М. Грибы – Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

3. Леонтович А.В. Личностные результаты обучения можно оценивать на основе
исследовательской и проектной деятельности [Текст]// Народное образование. –2014.
–№ 5.–С. 157-163
4. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа. – Начальная школа. –
1991. - № 5. – С. 2-8.

5. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу
«Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи»
вып.№5, -Москва: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006
Список рекомендуемой литературы для детей
1. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва:
Просвещение, 2007. – 223 с.
2. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг, 2002. – 223 с.
3. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. – Москва: Просвещение,
2007. – 224 с.
4. Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007.- 448 с.

5. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – Москва: Просвещение,1989.- 298 с.
6. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – Москва: РОСМЕН, 1998. –128 с.
7. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – Москва: Педагогика-Пресс,1993. – 960 с.
8. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – Москва: ООО Издательство
«Астрель», 2000.- 384 с.

25

2
5

2
6

26

2
7

27

2
8

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».