Тоонто нютаг 2023

1

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

2

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Тоонто нютаг» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. №
ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/

3





Устав МБУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» утв.
Постановлением Администрации муниципального образования «Хоринский
район» от 26.02.2021г. № 91
https://hakturizm.profiedu.ru/sveden/document
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/polozhenie_o_razrabotke_i_strukture_d
opolnitelnoy_obshcherazvivayushchey_programmy.pdf

Актуальность: Программа изначально ориентирована на изучение историкокультурного наследия своей малой Родины, как части России. Подрастающее
поколение не видит примеров истории, которые могли бы вызывать не только
уважение, но даже гордость за свою страну, свой народ. Именно поэтому сейчас,
когда

остро

формирования

ощущается
нравственной

необходимость
личности

возрождения

гражданина,

духовности

очень

важно

для

начать

возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях через создание
осознанного стремления к изучению истории родного села, улицы, дома, семьи, к
изучению культуры своего народа, прошлого и настоящего своей «малой
родины».
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего,
многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный
стержень, который поможет юному человеку сохранить чистоту души, богатые
национальные традиции родного народа.
Посредством занятий в краеведческом объединении обучающимся будет
прививаться любовь к Отчизне через любовь к своей малой Родине – Республике
Бурятии, г. Улан-Удэ, к Хоринску

Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Туризм, краеведение, география, история, этнография
Вид программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
«Тоонто нютаг» является модифицированной
4

программа

Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена
примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором,
но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и
уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления
деятельности, нестандартности индивидуальных результатов
Направленность программы: краеведческая
Туристско-краеведческая направленность является комплексным средством
развития подрастающего поколения в активном познании себя и окружающей
действительности. Включает занятия по альпинизму, туристскому многоборью,
организацию и проведение летних походов, разработку и освоение туристских
маршрутов, краеведческую работу.
http://jurnal.org/articles/2011/ped18.html
Адресат программы:
. Программа ориентирована на детей среднего и старшего школьного
возраста: 10-17 лет.
Подростковый период -это время, когда формируется осознание себя в
социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно
интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная
позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей.
Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему
интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем. Ребенок достигает
успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую
жизнь.
Средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют
как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового
созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического,
полового и социального. Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп
наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это
«эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности);
«доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы,
которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие,
сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению,
преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве,
хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других
негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к
неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey
Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у
старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и
подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь
выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность
5

нашего обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать
окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются
основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к
людям, к законам, природе.
https://ped-kopilka.ru/pedagogika/starshii-shkolnyi-vozrast-harakteristika-kratko.html
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 3 года__3__года, ___648__педагогических часов,
из них:




«Стартовый уровень» - __1__ год, _216__педагогических часов;
«Базовый уровень» - __2__ год, __216__педагогических часов;
«Продвинутый» - _3___ год, __216__педагогических часов;

Форма обучения:
Очная, дистанционная (по необходимости).
Особенности организации
разновозрастные.
Режим занятий:

образовательной

деятельности:

группы

Продвинутый
уровень
3 час (45 мин) х 2 3 час (45 мин) х 2
3 час (45 мин) х 2 раза в
раза в нед. 6 часов раза в нед. 6 часов в
нед. = 6. часов в неделю;
в неделю;
неделю;
216 часов в год
216 часов в год
216 часов в год

Предмет Стартовый уровень

Базовый уровень

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: формирование основ учебно-исследовательской деятельности
учащихся в условиях краеведческой деятельности для участия в
краеведческой экспедиции, слѐте юных краеведов.
Поставленная цель реализуется через решение конкретных задач:
Обучающие
1. познакомить учащихся с историей, культурой, объектами культурного
наследия, природой, географическими особенностями родного края;
2. обучать учащихся правилам поведения при общении с природой и
окружающими людьми;
3. формировать основные умения и навыки по организации и ведению
6

1.
2.
3.

учебно-исследовательской работы;
воспитательные:
1. воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;
2. воспитывать уважение, познавательный интерес к традициям своего
родного края, народов Бурятии на основе духовно-нравственных
ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных
традиций
развивающие:
развивать самостоятельность и инициативу в сборе краеведческого
материала для учебно-исследовательской работы;
развивать культуру речи и увеличение словарного запаса учащихся;
развивать у учащихся познавательную и социальную активность,
наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, анализировать;

.
Ожидаемые результаты: Ожидаемые результаты и способы определения
результативности.
В ходе реализации программы, учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат
показателем результативности работы кружка.
Предметные:


сведения из истории Бурятии;



сведения из истории своей школы и из биографии учительского состава;



ключевые понятия по темам.

Метапредметные:


работать с историческими источниками;



уметь брать интервью;



проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;



оформлять полученные материалы в творческих работах;



уметь представлять свою исследовательскую работу.

Формы подведения итогов реализации данной программы:


участие в школьных, районных и республиканских краеведческих конкурсах,
олимпиадах, конференциях;



написание творческих и исследовательских работ;



составление заметок для СМИ.

7

Стартовый уровень

Знать

Уметь

Базовый уровень Продвинутый уровень
Знать все исторические и
Нормы морали и
памятные места малой
Знать
ключевые
культурного
родины, согласно данной
понятия
по
темам.
поведения,
программе, имена
общечеловеческих
выдающихся людей,
ценностей
основные сведения о
памятниках
уметь представлять свою
Рассказать о Хоринске уметь брать
исследовательскую работу.
интервью;
содержательный
рассказ

Начальными навыками
Владеть исследовательских
работ

Владеть
оформлением
полученных
материалов в
творческих
работах

Владеть приемами
проведения экскурсий, бесед,
тематических классных часов

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Тоонто нютаг»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№ Наименование разделов, тем

Всего
часов

В том числе

Форма контроля

теория практика
1

1. Введение в краеведение - 1 ч.

3

3

-

Блиц-опрос

2

. Организация поиска, сбора и
изучение краеведческого
материала

6

2

4

Практическая
работа

3

Пути сбора краеведческого
материала

6

3

3

Самостоятельная
работа

4

Установление контакта с
участниками исторических
событий. Правила записи
воспоминаний, рассказов.

9

3

6

Практическая
работа

8

5

Экспедиция, поход, как формы
краеведческой работы -

6

2

4

текущий

6

Сбор краеведческого материала в
архиве -

9

3

6

Самостоятельная
работа

7

Источники краеведения -

6

2

4

тест

8

Изучение истории Хоринского
района-

6

2

4

текущий

9

Дореволюционная история села
Хоринск

6

2

4

текущий

10

. Археологические памятники на
территории села, района.

6

6

Фронтальный

11

Происхождение хоринских бурят -

6

2

4

текущий

12

Хоринские буряты с 18 века до
установления советской власти

6

2

4

текущий

13

У меня есть своя история! Я из
рода…

6

1

5

Практическая
работа

14

Какие события прошлого
отразились

6

3

3

Практическая
работа

3

3

Практическая
работа

опрос

в истории моей семьи
15

О чѐм могут рассказать семейные
реликвии

6

16

«Создание родословной»

6

6

Самостоятельная
работа

17

Составление родового древа

6

6

Самостоятельная
работа

-

опрос

6

Практическая
работа

-

тест

18

Байкальские Легенды и
предания

6

19

Сбор материала о Байкале

6

6

20

«Как появился Байкал»

6

6

21

«Легенда о красавице Ангаре»

3

3

опрос

22

. «Енисей и шаман»

3

3

Самостоятельная
работа

9

23

Бурятские традиционные
праздники

6

3

3

тест

24

. Сурхарбан. Три игрища мужчин

9

3

6

Блиц-опрос

25

. Сагаалган

3

3

26

Композиция из трех ѐхоров.

6

2

4

Практическая
работа

27

Ёхор. Простой ѐхор

6

2

4

Практическая
работа

28

Песня о Сагаалгане.

3

1

2

Практическая
работа

29

Сбор материала про Сагаалган

6

2

4

Самостоятельная
работа

30

Благопожелания

6

2

4

Самостоятельная
работа

31

Организация поисковой работы:
распределение по группам,
определение маршрутов, объектов
экспедиций, планирование
действий по этапам

9

9

текущий

32

Экспедиции по сбору информации
по направлениям

12

12

Практическая
работа

33

Обработка и систематизация
собранного материала поисковоисследовательской работы

12

6

Самостоятельная
работа

34

Оформление конечного продукта

6

6

Практическая
работа

35

Отчетная конференция

3

3

зачет

Итого:

6

75

216

Практическая
работа

141

Содержание 1 го года обучения
1. Введение в краеведение – 45 часов.
Тема 1. Введение в краеведение - 1 ч. Что такое краеведение и что изучает краеведение?
Ознакомление с планом работы детского объединения. Знакомство с литературой
краеведческого содержания. Инструктаж по безопасному поведению.
Тема 2. Организация поиска, сбора и изучение краеведческого материала. Карта как
источник информации.
10

Тема 3. Пути сбора краеведческого материала
Тема4. Установление контакта с участниками исторических событий. Правила записи
воспоминаний, рассказов.
Тема 5. Экспедиция, поход, как формы краеведческой работы Понятие Родина, малая
родина, родной край, район. Район (село), в котором живем. Происхождение названия
района. Исторические корни нашего района. Легенды и предания. Выполнение тестовых
заданий по разделу.
Тема 6. Сбор краеведческого материала в архиве
Тема 7. Источники краеведения
2. Изучение истории Хоринского района-30 часов
Тема 8. Изучение истории Хоринского районаТема 9. Дореволюционная история села Хоринск. Ознакомление с историе Хоринска.
Тема 10. Археологические памятники на территории села, района. Сапун гора, Наскальные
картины.
Тема 11. Происхождение хоринских бурят - 11 эсэгын туухэ, Хун шубуун, Хореодой мэргэн.
Тема 12. Хоринские буряты с 18 века до установления советской власти. Угай бэшэгууд

3. Родословная- 30 часов
4.
5.
6.
7.
8.

Тема 13. У меня есть своя история! Я из рода… Родовое древо. Рассказы дедушек, бабушек
Тема 14. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Семейные архивы.
Тема 15. О чѐм могут рассказать семейные реликвии. Запись семейных архивов
Тема 16. «Создание родословной». Изучение родословной.
Тема 17. Составление родового древа

9. Байкальские Легенды и предания – 24 часов
Тема 18Байкальские Легенды и предания
Тема 19. Сбор материала о Байкале
Тема 20 «Как появился Байкал»
Тема 22. «Легенда о красавице Ангаре»
Тема 22. «Енисей и шаман»

»
10. Бурятские традиционные праздники – 45 часов
Тема 23. Бурятские традиционные игрища. Буряад арадай нааданууд тухай мэдэсэ.
Эрын гурбан наадан
Тема 24. Сурхарбан. Три игрища мужчин. Эрын гурбан наадан. Соло. Бара, магтаал.
Нааданай гурим
Тема 25. Сагаалган.
Тема 26. Композиция из трех ѐхоров.
Тема 27. Ёхор. Простой ѐхор
Тема 28. Песня о Сагаалгане.
Тема 29. Сбор материала про Сагаалган
Тема 30 Благопожелания
11. Исследовательская работа – 42 часа
Тема 31. Экспедиции по сбору информации по направлениям
Тема 32 Обработка и систематизация собранного материала поисково-исследовательской
работы
Тема 33. Оформление конечного продукта
Тема 34. Организация поисковой работы: распределение по группам, определение маршрутов,
объектов экспедиций, планирование действий по этапам
Тема 35. Отчетная конференция
11

Учебно-тематический план
2-го года обучения
Задача второго года обучения — накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о
своей семье, школе, деревне, районе, республике. Эстетической категорией на этом этапе
выступают понятия: красота родной природы, добро, бережное отношение к земле.

№ Наименование разделов, тем

Всего
часов

В том числе
теория

Моѐ тоонто – Бурятия –

2

2

Моя Родина. Введение.

2

2

2. Бурятия в наши дни

2

2

2

«Бурятия в древности»

6

3

Бурятия в средневековье

4

практика Форма контроля
-

текущий

6

-

Самостоятельная
работа

6

3

3

тест

Освоение Забайкалья русскими

6

3

3

текущий

5

Религия. Шаманизм.
Православие. Буддизм

6

3

3

текущий

6

«Что в имени тебе моѐм…»

6

3

3

Фронтальный

1

1. Бурятия в прошлом

опрос
7

Мой дом – моя крепость.
Родословная семьи

6

2

4

текущий

8

У меня есть своя история! Я из
рода…

6

3

3

текущий

9

Какие события прошлого
отразились

6

3

3

Практическая
работа

10 О чѐм могут рассказать семейные
реликвии

6

3

3

Практическая
работа

11 «Создание родословной»

6

6

Практическая
работа

12 . Бурятские народные игры

6

5

Самостоятельная

в истории моей семьи

1
12

работа
13 4.1. «Алта нюулга»,

6

2

4

Самостоятельная
работа

14 4.2. Шагай наадан.

6

-

6

опрос

15 Ботогон»

6

-

6

Практическая
работа

16 Шагай наадан.

6

6

тест

17 Разновидности игры

6

3

3

опрос

18 «Бээлэй ябуулга»

6

3

3

Самостоятельная
работа

19 Соревнования по шагай наадан

6

3

3

тест

20 Моя малая Родина

6

3

3

Блиц-опрос

21 Легенды и предания Бурятской
земли

3

3

-

Практическая
работа

22 Легенды о Хоринской земле

6

3

3

Практическая
работа

23 Названия моей малой родины

3

3

-

Практическая
работа

24 Памятники истории вокруг нас

6

2

4

Практическая
работа

25 Легенды, предания и
современность нашей деревни

6

3

3

Самостоятельная
работа

26 Письменные источники
по истории

6

3

3

Самостоятельная
работа

27 Сокровищница Бурятии.
Достопримечательности и виды
памятников.

6

6

-

текущий

28 Археологические памятники.

6

6

-

Практическая
работа

29 Архитектурные памятники.

6

6

-

Самостоятельная
работа

30 Памятники – скульптуры.

6

6

-

Практическая
работа

нашего края

13

31 Скульптурные памятники УланУдэ и Республики Бурятия

6

6

32 Памятники природы Республики
Бурятия

6

3

33 Составление конкурса
«Достопримечательности края».

6

6

34 Повторение и обобщение
имеющихся знаний

6

3

3

тест

35 «В окрестностях моих…»

6

3

3

Самостоятельная
работа

36 Обработка и систематизация
собранного материала поисковоисследовательской работы

6

3

3

Практическая
работа

37 Отчетная конференция

6

6

зачет

Итого:

115

216

зачет
текущий

3

Самостоятельная
работа

101

Содержание программы 2-го года обучения
1.

«Моя родина – Бурятия».30 часов

Тема 1. Моѐ тоонто – Бурятия –
Моя Родина. Введение.
Тема 2. Бурятия в прошлом
Бурятия в наши дни
Тема 3. «Бурятия в древности»
Бурятия в средневековье
Тема 4Освоение Забайкалья русскими
Тема 5. Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм
Эвристическая беседа по ключевым понятиям: Родина. Российская Федерация, Республика
Бурятия, демократия, суверенитет. Самостоятельная работа: «Государственные символы РФ.
Флаг и герб РБ». Творческая работа: «Каким я вижу герб своего города, своей школы…»
Бурятия в древности. Палеолит, мезолит, неолит на территории Бурятии. Гунны.Бурятия в
Средневековье. Монгольский период. Этногенез бурят.Бурятия накануне присоединения к
России. Хроника экспедиций и походов в Предбайкалье и Забайкалье. Основание острогов.
Характер и значение присоединения. Нерчинский и Буринский договоры о границе. Заселение
и земледельческое освоение края. Хозяйство бурят и эвенков в конце XVII – XVIII веков.
Депутация хори-бурят к русскому царю.Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм.
2. Родословная – 36 часов. Мой дом – моя крепость. Родословная семьи.
Темы 6-11. «Что в имени тебе моѐм…» Тема 7. Мой дом – моя крепость. Родословная семьи
Тема 8.У меня есть своя история! Я из рода…Тема 9. Какие события прошлого отразились
в истории моей семьи. Тема 10.О чѐм могут рассказать семейные реликвии
Тема 11«Создание родословной»

14

Самостоятельная работа: «Родословная моей семьи или рассказ
о судьбе одного из родственников».У меня есть своя история! Я из рода… Топонимы,
гидронимы. Беседа. Работа по карте с топонимами.Какие события прошлого отразились
в истории моей семьи. История появления семьи, династия. Беседа. Рассказы
ребят.О чѐм могут рассказать семейные реликвии. Реликвия, семейные традиции. Беседа.
Рассказы ребят.«Создание родословной». Презентация. Практическая работа: «Составление
моей родословной
Бурятские национальные игры – 48 часов. Бурятские народные игры
Тема 12. «Алта нюулга», Тема 13 Шагай наадан., Тема 14. Ботогон», Тема 15. Шагай наадан.,
Тема 16. Разновидности игры, Тема 17. «Бээлэй ябуулга», Тема 18. Соревнования по шагай наадан
Знакомство с национальными играми как «Шагай наадан». Мори урилдаан - Конные скачки
,Алтан сэргэ - Золотая коновязь,Дурбэн бэрхэ - 4 молодца, Алтабуулгаха – Золотинка, Арбан
хоѐр шагай - 12 косточек, Шагай тааха – Угадывание,Няhалалга – Щ ѐлканье, Шагай гуйлгэ Бег косточек, Харбалга - Метание косточек в косточку, Шагай шуурэлгэ - Хватание косточек
горстью, Хонгордоохо - Подкидывание , Шоно ба хурьгад - Волк и ягнята, Зуун, ниидхэ,
загнилаа - Иголка, нитка, узелок, Модо бэдэрхэ - Ищем палочку, Хурэг адуун , Сагаан модон,
Малгай нуюлга, Хумпараа , Сур-Харбан . Постановка бурятской народной игры по сценарию.
Организация игрового общения с другими детьми.
3. Моя малая Родина – 42 часа
Темы 20-26. Моя малая Родина. Легенды и предания Бурятской земли. Легенды о Хоринской земле
Названия моей малой родины. Памятники истории вокруг нас. Легенды, предания и современность
нашей деревни. Письменные источники по истории нашего края

Беседа, с элементами практической работы.Легенды и предания Бурятской земли. Рассказы
преподавателя, эвристическая беседа.Названия моей малой родины. сбор топонимического
материала. Памятники истории вокруг нас. Экскурсия.Легенды, предания и современность
нашего города. Сбор фольклорных текстов у старожилов района/ создание презентации «Наш
город в названиях улиц…». Письменные источники по истории нашего края. Этнография.
Знакомство с литературой по истории республики.
Темы 28-32. Сокровищница Бурятии-30 часов. Археологические памятники. Архитектурные
памятники. Памятники – скульптуры. Скульптурные памятники Улан-Удэ и Республики Бурятия
Памятники природы Республики Бурятия.

Достопримечательности и виды памятников. Памятник, виды памятников. Лекция учителя с
элементами эвристической беседы.Археологические памятники. Лекция учителя с элементами
беседы, работа с интернет-материалом по теме.Архитектурные памятники. Лекция учителя с
элементами беседы, работа с интернет-материалом по теме.Памятники – скульптуры. Лекция
учителя с элементами беседы, работа с интернет-материалом по теме. Скульптурные памятники
нашего района. Рассматривание альбома с беседой. Творческая работа: «Я памятник воздвиг
нерукотворный…». Скульптурные памятники Улан-Удэ. Экскурсия. Памятники природы.
Интернет — экскурсия. Памятники природы нашей республики. Байкал.
Темы 33-36 Исследовательская работа – 36 часов. Составление конкурса
«Достопримечательности края».
Повторение и обобщение имеющихся знаний. «В окрестностях моих…» Подготовка к отчетной
конференции

Составление конкурса «Достопримечательности родного края». Творческая работа:
«Достопримечательности и памятники моей Родины …». Повторение и обобщение имеющихся
знаний. Беседа + планирование работы на следующий год. В окрестностях моих…». Поход –
15

знакомство на места исчезнувших гуннских городищ (Иволгинская долина).
Творческая работа: «Остановись мгновенье…» - сбор фотоматериала.

Учебно-тематический план
3-го года обучения
Задача третьего года обучения — развитие интереса к прошлому родного края, нашим
землякам участникам Великой Отечественной войны и локальных событий, приобщение к
культуре и быту народов, проживающих в нашем районе, бережное отношение к Именинаименованию.
Эстетической категорией на этом этапе выступают понятия: уважительное отношение к людям,
ценность каждой судьбы в истории деревни, страны; Имя, наименование – хранитель времени.

№ Наименование разделов, тем

Всего
часов

В том числе
теория

практика

1

Введение « Краше нет родной
Бурятии»

6

3

3

текущий

2

«Нет лишних… Все важны»

6

3

3

текущий

3

Легенда моей родины

9

3

6

Практическая
работа

4

«И дым Отечества нам сладок и
приятен…»

6

3

3

Практическая
работа

5

«Появилась и живѐт…»

6

3

3

Практическая
работа

6

3

3

Самостоятельная
работа

12

6

6

Самостоятельная
работа

12

6

6

опрос

6

7

8

Экскурсия в историкокраеведческий музей

По следам летописцев
Работа над
проектом «Летописи Хоринска».
Практические занятия. Научно
–
исследовательский. Исторические
источники, летописи. Конкурс
проектов.

16

12

6

6

Практическая
работа

10 Картография.

6

3

3

тест

11 Топонимика.

6

3

3

Практическая
работа

12 Исчез не значит забыт…

6

-

6

Самостоятельная
работа

13 «Экспедиция по изчезнувшим
деревням»

6

2

4

тест

14 «О, времена! О, нравы!..»

6

2

4

Блиц-опрос

15 ―Они отстояли победу‖

12

6

6

Практическая
работа

16 Проект "Военное фото"

12

4

8

Практическая
работа

17 «Они не вернулись с войны

12

6

6

Практическая
работа

18 Хоринск во время ВОВ

12

6

6

Практическая
работа

19 Экскурс

12

6

6

Самостоятельная
работа

20 Поисково-исследовательская
деятельность

12

4

8

Самостоятельная
работа

21 Методика подготовки и
проведения экскурсий

9

3

6

текущий

22 «Всѐ рядом…» - экскурсия

12

-

12

Практическая
работа

23 Обработка и систематизация
собранного материала поисковоисследовательской работы

12

6

6

Самостоятельная
работа

24 Отчетная конференция

6

3

3

зачет

216

90

126

9

Краеведы , летописцы
Хоринска

Итого:

17

Содержание программы 3-го года обучения
1. Мой край родной – 27 часов. Тема 1. Введение «Краше нет родной деревни».
Эвристическая беседа о появлении населѐнных пунктов на земле и на карте. Тема2-3.
Творческая работа: «Легенда моей деревни». «Нет лишних… Все важны» Тема 4. «И
дым Отечества нам сладок и приятен «Знакомство с некоторыми фактами истории
Бурятии. Творческая работа: «Никогда не умирай…» Легенда моего района. Знакомство
с историей села Хоринск: заселение, выбранное место у реки и леса, строительство,
сегодняшний день.
2. Летопись района – 36 часов. Тема 5-11. «Появилась и живѐт…» Выяснение
местоположения и названий улиц (старые названия или новые, переименованные…).
Экскурсия по району и городу со сбором фотоматериала. Картография. Изготовление
альбома с названиями и историями улиц города. Конкурс ―картографов». Топонимика.
Составление своего словаря понятий. Экскурсия по окрестностям, опрос жителей,
анкетирование учащихся, классификация материала.
3. Исчезнувшие деревни- 42 часов. Тема 9-14 Краеведы, летописцы Хоринска.
Картография. Исчез не значит забыт… Названия мест в деревне, которые не значатся
книгах, на карте. Исчезнувшие близлежащие деревни и их названия. «Экспедиция по
району». Оформление фото-видео выставки. Презентация. «О, времена! О, нравы!..»
Знакомство с хронологическими изменениями Бурятской земли: от древнейшего мира до
сегодняшнего дня. Творческая работа: «Рассказ предка».
4. Великая Отечественная Война – 60 часов.
Тема 15-19 ―Они отстояли победу‖. Бурятия и Хоримск в годы ВОВ. Изучение материала
о ВОВ, опрос участников, работников тыла, «детей войны», записи на аудио и видео
носители. Творческая работа: «Со слезами на глазах», «Помним всех поимѐнно».
Военное фото. Выяснить, какие фотографии сохранились в семьях. Сбор воспоминаний
жителей села, сбор фотодокументов. Творческая работа: «Рассказ о боевом пути». «День
грядущий». Современность Хоринска и еѐ жителей. Творческая работа: «Творим
историю…» «Бесталанных людей нет». Встречи с талантливыми земляками, записи на
аудио и видео носители. Творческая работа: «Ими славится земля». Презентация.
Экскурс. Экскурсия историко- краеведческий музей.
5. Поисково-исследовательская деятельность. 51 час
Тема 20 Поисково-исследовательская деятельность
Тема 21Методика подготовки и проведения экскурсий
Тема 22«Всѐ рядом…» - экскурсия
Тема 23. Обработка и систематизация собранного материала поисковоисследовательской работы
Тема 24. Отчетная конференция
18

Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с
этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также
требованиями, оформлением и критериями защиты работы. Составление
индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих
работ; проведение тематических классных часов. Методика подготовки и проведения
экскурсий. Знакомство с видами экскурсий, памяткой их проведения. Проведение
экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села. «Всѐ рядом…» Поход –
знакомство на места исчезнувших деревень/ живописные уголки.
Творческая работа: «Остановись мгновенье…» - сбор фотоматериала.

2.

2.1.

Комплекс организационно - педагогических условий
Календарный учебный график
Таблица 2.1.1

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

36
72 (по УП)
с 01.09. по 31.05.
(по УП) Входная – октябрь г.,
промежуточная-декабрь,
итоговая – май
31.05. (по УП)

19

Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Информационное
обеспечение

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Характеристика (заполнить)
1. Кабинет площадью 30 кв.м.
2. Столы ученические 10 шт.
3. Стулья 20шт.
4. Ноутбук – 1шт.
5. Проектор
6. Доска

- интернет источники
- Дидактический материал: иллюстрации,
фотографии, карты, таблицы,
-схемы, книги, видеопрезентации по темам;
- Оборудование к игровым занятиям, тестовые
задания, карточки, анкеты,опросники.

2.3
Формы аттестации
Для
оценки
результативности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Тоонто нютаг» применяются входящий, текущий,
промежуточный и итоговый виды контроля.
 Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в
начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний
учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы
оценки – анкетирование, собеседование.


Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы. В практической деятельности результативность
оценивается качеством выполнения практических работ. Анализируются
положительные и отрицательные стороны работы, корректируются
недостатки.



Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного
года. Формы оценки: тестирование, соревнование, участие в конкурсах.



Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Итоговое
тестовое задание «Я знаю свой район (город).

1.
20

2.3. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого
потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона с
авторским дополнением

Уровень развития
социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)(РАБОТА В КОМАНДЕ)

Уровень сохранения и
укрепления здоровья
учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких (ПРИМЕНЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ..)

Уровень теоретической
подготовки учащихся

Уровни трѐх видов: низкий,средний, высокий по
результатам практических и теоретических знаний.

Изучение удовлетворенности родителей работой
Уровень
образовательного учреждения (методика
удовлетворенности
родителей
Е.Н.Степановой)
предоставляемыми
образовательными
услугами
Оценка производится по 10 бальной шкале, критерии подразделяются на три уровня:
высокий(8-10), средний(5-7), низкий (до 4б.)

21

2.4. Методическое обеспечение образовательной программы
Методы обучения:
•
Словесный
•
Наглядный
•
Объяснительно-иллюстративный
•
Репродуктивный
•
Частично-поисковый
•
Исследовательский
•
Игровой
•
Дискуссионный
•
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
1. Индивидуальная
2. Индивидуально-групповая
3. Групповая
4. Практическое занятие
5. Открытое занятие
6. Беседа
7. Встреча с интересными людьми
8. Защита проекта
9. Игра
10. Мастер-класс

Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология личностного обучения
 Технология коллективного взаимодействия

22

 Технология дистанционного обучения
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
 Раздаточные материалы



Инструкции (Техника безопасности при
проведении экскурсий)
Образцы приложений

23

Список литературы:

1. Алагуева В.П. ―Золотая книга о бурятах‖ - У-Удэ: Респ. типография,
2006
2. Бабуева В.Д. ―Материальная и духовная культура бурят‖ учебное
пособие. - Улан-Удэ, 2004
3. Баирова Л.К. ―Истоки и тайны бурятских улигеров‖ в 2 частях – УланУдэ: Изд. БГУ, 2006
4. Галшиев Э-Х. ―Зеркало мудрости‖-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во,
2006
5. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. ―Традиционная
культура бурят‖- Улан-Удэ, 2000
6. Энциклопедия Байкала ―Байкал. Флора и фауна‖ СD- Иркутск: Восьмое
небо – 2005
7. В.Д. Бахарев, И.Н. Шагдурова. Учебное пособие «История Бурятии»,
часть 1.
8. Учебное пособие «История Бурятии». Под редакцией Тармаханова Е.Е.
и Намсараева С.Д. часть 2.
9. Учебное пособие «История Бурятии XX век». Под редакцией С.Д.
Намсараева.
10. Материалы с районного архива
11.Материалы с интернет-ресурсов

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».