Тальян 2023

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Тальян» (далее - Программа) реализуется
в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам‖
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
 Устав МБУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» утв.
Постановлением Администрации муниципального образования «Хоринский район»
от 26.02.2021г. № 91
https://hakturizm.profiedu.ru/sveden/document


Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/polozhenie_o_razrabotke_i_strukture_dopo
lnitelnoy_obshcherazvivayushchey_programmy.pdf

Актуальность
На сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решения
этих задач - движение школьных лесничеств. Движение школьных лесничеств очень важно с
воспитательной и пропагандистской точек зрения, оно помогает многим школьникам войти в
мир окружающей природы, узнать еѐ, понять и полюбить, сформировать бережное
отношение к лесу
Работа школьных лесничеств, как одна из форм воспитания экологической культуры
имеет в нашей стране глубокие корни. В республике Бурятия и других регионах школьные
лесничества имеют историю длиной несколько десятилетий. Школьное лесничество
создается в целях воспитания у подростков бережного отношения к природе, расширения и
углубления их знаний в области ботаники, зоологии и других естественных наук,
формирования интереса к профессиям лесохозяйственного профиля. Это такая форма
активного отдыха, которая позволяет сочетать выполнение несложных трудовых операций с
пребыванием на воздухе в лесу.
Особое значение школьное лесничество приобретает в условиях села. В селе школа
зачастую является главным и единственным культурным центром. Анализ ситуации,
сложившийся в подростковой среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного
внимания к организации свободного времени обучающихся ведет к негативным
последствиям. Несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем
экологического воспитания учащихся, огромного объема материалов, помещенных на сайтах
Интернета, проблема воспитания экологической культуры не теряет своей актуальности.
Экологическое образование в должно обеспечить устойчивое развитие мотивированной
гражданской позиции сохранения природы, подлежащей передаче из поколения в поколение
внеухудшенном состоянии и формирование на этой основе всей жизнедеятельности
общества. Деятельность школьного лесничества в с. Верхние Тальцы на базе МБОУ
«Верхне-Талецкая СОШ» позволяет ученикам принимать участие в решении местных
экологических проблем: уборка территорий, прилегающих к берегу реки Талец от бытового
мусора; проведение агитационных противопожарных мероприятий с раздачей
информационных листовок; совместная работа с Карбаиновским лесничеством на посадках и
сборе семенного материала (шишек хвойных пород); обновление посадок на пришкольной
территории; подкормка пернатых в зимний период; и т. д.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
биология, география, экология
Вид программы:- модифицированная. Программа является практико-ориентированной и
носит деятельностный и междисциплинарный характер
Направленность программы: – Естественно-научная направленность ориентирована на
формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов
обучающихся в области естественных наук. Развитие у детей исследовательской
активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей
между ними. Экологическое воспитание подрастающего поколения включает в себя три
цикла: эколого-биологический, физико-географический, физико-химический.
http://dop.edu.ru/article/26/estestvennonauchnaya-napravlennost
Адресат программы: программа предназначена для детей 8-16 летнего возраста, которых
интересует мир живой природы, лесных комплексов, взаимосвязей в окружающей среде. В
целом, программа способствует лесоводственному и экологическому образованию детей,
приобретению ими навыков исследовательской и практической работы в лесу, а также
способствует профессиональной ориентации школьников. Набор в объединение –
свободный, принимаются все желающие, проявляющие интерес к изучению природы.
Наполняемость в группах 15-25 человек.

Срок и объем освоения программы: Программа рассчитана на 1 год, объѐм программы 216
часа; Уровень – базовый.
Форма обучения: очная с применением ДО
Особенности организации образовательной деятельности: Программой
предусматривается систематическое проведение занятий продолжительностью 2
академических часа 3 раза в неделю. Кабинет № 2, начало занятий 14:30 – 16:40, перерыв
10 минут
Программой предусмотрены походы или практические занятия на местности. Время
проведения походов или занятий на местности – 4-8 часов. Временной режим выходов на
экскурсию предполагает разное время, затраченное на экскурсию, в зависимости от темы,
маршрута, отдаленности рассматриваемых природных участков.
Режим занятий: основная группа: 2 часа (45 мин) х 3 раза в нед. = 6 час в нед.
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Освоение учащимися методологии и методики биоэкологического эксперимента по
лесоведению, формирование и развитие системы умений по организации и проведению
частных и комплексных исследований. Формирование осознанного отношения детей к
природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи:
1. Оказать практическую помощь лесничеству в деле охраны, защиты и воспроизводства
лесов, неистощимого использования лесных богатств, содействовать специалистам лесного
хозяйства в проведении лесохозяйственных мероприятий по охране лесов от пожаров,
самовольных порубок и других лесонарушений.
2. Обучить навыкам исследования леса, привлечь к участию в осуществлении опытноисследовательской работы для решения региональных проблем локального уровня в области
охраны природы и лесного хозяйства на территории лесного фонда совместно со
специалистами лесничества, педагогами школ и другими заинтересованными лицами.
3. Ориентировать обучающихся профессионально, подготовить из их числа будущих
специалистов лесного хозяйства.
4. Пропагандировать среди населения знаний о лесе, вести разъяснительную
пропагандистскую работы по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и
рационального использования, защиты от вредителей и болезней леса, охраны и
использования объектов животного мира.
5. Организовать и проводить в массовые мероприятия природоохранной направленности:
праздников «День зимующих птиц», «День Земли», «Неделя леса», «Экомарафон» и др.,
закладка памятных посадок, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов и других,
участвовать в региональных и федеральных природоохранных мероприятиях и
мероприятиях экологической направленности: в ежегодном Всероссийском юниорском
лесном конкурсе «Подрост».
6. Проводить просветительскую работу экологической направленности среди населения
членами школьного лесничества.
Ожидаемые результаты: Мероприятия, предусмотренные Программой, будут
способствовать обеспечению начальной профессиональной ориентации и воспитания членов
школьных лесничеств, выполнению ими научно-исследовательских и опытнических работ,
развитию творческого процесса природоохранной и лесохозяйственной направленности.

Создание условий для экологического образования обучающихся и воспитания у них
активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса
к проблемам охраны окружающей среды и их решения
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:
– приобретение учащимися знаний и навыков по сохранению, воспроизводству,
использованию лесов;
– стабильные и высокие результаты по итогам начального лесного образования
членов школьного лесничества;
– организацию деятельности школьного лесничества на новом уровне в рамках
непрерывного лесного образования, профессиональная ориентация школьников и
приобретение ими рабочих профессий лесного профиля.
В результате изучения курса по выбору у учащихся будут сформированы:
Понятие о лесе. Значение леса в жизни человеческого общества
Знания об основных древесных породах лесов
Учение о лесе как о сложной лесной экосистеме. Типы леса
Рост и развитие леса
Искусственное лесовосстановление
Лесосеменное дело.
Методики фенологических наблюдений
Учащиеся научатся:
различать древостой, подрост, подлесок и др.;
характеризовать основные уровни организации живых систем;
определять типы леса по растительному покрову.
определять древесных пород по листьям, хвое, шишкам, семенам и по коре с помощью
определителей и коллекций.
проводить фенологических наблюдений.
определять вес, чистоту, всхожесть, хозяйственную ценность семян.
рассчитывать потребность в семенах, саженцах и черенках при различных схемах посева и
посадки.
обрабатывать полученные результаты исследования;
проводить социологические опросы по экологической тематике;
работать с экологической и научной литературой;
составлять проекты эколого-туристических экскурсий и походов.

1.3. Содержание программы
Школьного лесничества «Тальян»
Базовый уровень
Учебный план
Содержание учебного плана

Экскурсия

Контроль

резерв

3
4

Практика

2

Теория

1

Наименование раздела
всего

№ блока

Количество часов
в том числе

Значение леса в жизни человеческого
общества
Основные древесные породы лесов
России и Бурятии

36

12

12

6

2

4

64

22

28

10

2

2

Лес и среда
Искусственное лесовосстановление
Итого:

42
74
216

18
12
64

18
44
102

2
10
28

2
2
8

2
4
12

Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, конкурс, мониторинг и т.д.
Тема 1. Значение леса в жизни человеческого общества. 36 ч.
Теория: Введение в образовательную программу. Цели и задачи изучения курса.
Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Законодательная база
природоохранной деятельности. Понятие о лесе. Лес как элемент географического
ландшафта. Значение леса в жизни человеческого общества. Проведение лесохозяйственных
работ в соответствии с проектом и производственным планом.
Практика: Знакомство со структурой лесонасаждений с использованием плана
лесонасаждений лесничества и таксационного описания, географических атласов ареалов
растений. Обработка и оформление материалов по проведенной опытнической
(исследовательской) работе (в соответствии с планом).
Экскурсии: экскурсии по территории обходов школьного лесничества. Кварталы
Карбаиновского лесничества.
Контроль: Экологические игры, викторины, тестирование, и т.д.
Резервные часы: Праздник «День леса»
Демонстрация: таблицы, фотографии.
Оборудование и материалы: План лесонасаждений лесничеств, таксационное
описание, Атлас ареалов растений.
Тема 2. Основные древесные породы лесов России и Бурятии. 64 ч.
Теория: Краткая ботаническая, лесоводственная и экономическая характеристика
местных древесных и кустарниковых пород. Хвойные породы: сосна сибирская, ель, пихта,
лиственница, сосна, тис и др. Лиственные породы: берѐза, тополь, осина, ольха и др.
Кустарники: подлесочные породы, имеющие лесоводственное значение.

Практика: Определение древесных пород по листьям, хвое, шишкам, семенам и по коре
с помощью определителей и коллекций. Фенологические наблюдения. Написание
исследовательской работы.
Экскурсии: экскурсии по территории обходов лесничества.
Контроль: Выполнение исследования: «Изучение видового состава деревьев и
кустарников в окрестностях школы», посадка семян сосны обыкновенной.
Резервные часы: Выполнение исследования: «Изучение видового состава деревьев и
кустарников в окрестностях школы».
Демонстрация: таблицы, фотографии, гербарные образцы.
Оборудование и материалы: линейка, лупа, лезвие, пинцет, побеги различных пород,
плоды, семена.
Тема 3: Лес и среда. 42 ч.
Теория: Основные компоненты лесных экосистем: полог древесных пород, кустарники,
лианы, напочвенный травяно-кустарничковый покров, лесные подстилки, почвогрунты, мир
животных, птиц и микроорганизмов. Влияние широты, климата и рельефа на
распространение, видовой состав и рост лесов.
Значение влаги для жизни леса. Влияние леса на уровень грунтовых вод. Распределение
осадков в лесу и на открытых территориях. Почва (механический состав) и корневая система
деревьев. Микориза и бактерии в лесу, их значение. Биологический круговорот азота и
зольных элементов в лесу. Влияние света на рост и развитие леса, форму крон деревьев, на
плодоношение, прирост, на развитие подроста.
Влияние ветра на форму ствола, корневую систему, плодоношение и распространение
семян древесных пород. Значение для жизни леса чистоты атмосферного воздуха и почвы.
Влияние леса на состав воздуха. Фитонциды и их значение. Тепловой режим и его
значение для развития лесной растительности. Понятие о типе леса, как индикатора
фитоценоза. Тип леса, как основа классификации насаждений, их практическое значение.
Связь типов леса с условиями произрастания. Характеристика основных типов леса. Схема
типов леса. Особенности роста деревьев различных пород. Основные возрастные периоды в
развитии леса
Практика: Изучение структуры лесонасаждения, влияние леса на климат и почву.
Определение объема срубленного дерева, поленницы дров. Определение объема растущего
дерева. Описание почвенного разреза и определение типа лесной почвы.
Экскурсии: Экскурсия в лес для определения типов леса по растительному покрову.
Контроль: Выполнение исследования: «Изучение антропогенного влияния на
растительное сообщество».
Резервные часы: Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество.
Демонстрация: таблицы, фотографии, гербарные образцы.
Оборудование и материалы: рулетка, термометр, топор, высотомер, мерная вилка,
буссоль, справочник таксатора, линейка, циркуль, лупа, цветные карандаши, почвенный
монолит.
Тема 4: Искусственное лесовосстановление 74 ч.
Теория: Понятие о лесных культурах. Искусственное лесовосстановление, как метод
повышения ресурсного и экологического потенциала лесов (лесных земель). Подбор
древесно-кустарниковых пород для лесных культур. Подготовка лесных площадей под
лесные культуры. Схемы лесных культур.
Нормы и способы высева семян. Посадочный материал. Уход за культурами. Техника,
применяемая при подготовке почвы и производстве лесных культур. Сбор и обработка
плодов и семян. Способы хранения семян. Питомники постоянные и временные, выбор места
для них.

Обработка почвы в питомниках для посева и посадки. Сроки посева. Стратификация
семян. Способы и нормы высева. Глубина заделки. Уход за сеянцами. Уход за культурами.
Заготовка посадочного материала /саженцев, черенков/. Способы его хранения.
Техника, применяемая в питомниках.
Практика: Обследование и оценка естественного возобновления на вырубках.
Определение абсолютного веса, чистоты, всхожести, хозяйственной ценности семян. Расчѐт
потребности в семенах, саженцах и черенках, при различных схемах посева и посадки.
Экскурсии: Экскурсия в лес для демонстрации лесных культур и лесокультурных
площадей.
Контроль: Викторина «Что мы знаем о лесе?»
Резервные часы: Выполнение практических работ по уходу за лесными культурами и
посевами.
Оборудование и материалы: рулетка, учетные карточки. Шкала для оценки
естественного возобновления на вырубках. Пинцет, чертежные принадлежности,
калькулятор.
Педагогическая целесообразность программы позволит не только полезно занять
время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам природы. В реализации программы
используется большое количество наглядности, а также запланированы экскурсии, что
позволит приобщить школьников к полезному труду в рамках природоохранной
деятельности учащихся. Сформировать практические умения, приобрести теоретические
знания всѐ это является хорошей мотивационной основой для обучения предметам
естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также
профессиональной ориентации школьников
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации

34
По УП
с 01.06. по 31.08.
с 01.09. по 31.05.
(по УП)
Викторина «Что мы знаем о лесе?»

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет
Учебно-производственная база: техническое оснащение
-мебель;
-уголок школьного лесничества;
-компьютерная техника;
-канцелярские принадлежности и материалы;
-литература и методические пособия;
-наглядные пособия;
-образцы и коллекции
-документы и регламентирующие материалы;
УМК по экологии: 1. Жуковский П.М. Ботаника. – М.: Колос, 2002. – 623 с.
2. Культиасов И.М. Экология растений. – М.: МГУ, 2007. – 380 с.

3. Владышевский Д. В.Экология лесных птиц и зверей: кормодобывание и его
биоценотическое значение / Д. В. Владышевский; отв. ред. Ю. Л. Кондаков. Новосибирск: Наука, 1980.
Специальная литература по лесоведению:
1. Медведев Н.Е. Леса и лесное хозяйство Бурятии. 2004.
2. Смирнов А. П. Лесоведение и лесоводство. Изд. «Академия», 2011.
3. Велищанский, В.М. Рубки ухода за лесом / В.М. Велищанский. (Библиотечка лесника).
– М.: Лесн. пром-сть, 1976.

Интернет-ресурсы:
1..ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО» ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА (rosleshoz.gov.ru)
2.
http://www.wood.ru/ru/lg_2007_1708.html Первый лесопромышленный портал
Лесная отрасль. Федеральные законы. Словарь терминов. Лесные пожары
3.
http://www.edu.ru/ Лесное хозяйство Лесная Энциклопедия. Современные проблемы
лесовыращивания.
4.
http://www.forest.ru/ Все о российских лесах.
5.
http://www.priroda.ru/lib/section.php?SECTION_ID=389 Природа России. Охрана
лесов.

Кадровое обеспечение: Янькова Н.С. – учитель биологии.
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
(система оценивания, формы контроля). Формой подведения результативности
программы является:
– участие в эколого-биологических конференциях, олимпиадах и конкурсах;
– ведение дневников наблюдений;
– подготовка мероприятий экологического и лесоводственного характера;
– участие в проектной и исследовательской деятельности.
2.4. Оценочные материалы
Оценка эффективности результатов обучения по программе производится по
следующим критериям:
Теоретическая подготовка:
– теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана);
– владение специальной терминологией;
– знание правил и алгоритмов деятельности.
Практическая подготовка учащегося:
– практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным
разделам учебно-тематического плана);
– владение специальным оборудованием и инструментами;
– творческие навыки (качество творческого детского продукта /реферат, проект/
Кроме того, отслеживается сформированность ключевых компетенций, таких как:
Познавательные:

– умение подбирать и анализировать спец. литературу
– умение пользоваться компьютерными источниками информации;
– умение осуществлять исследовательскую, проектную работу;
Коммуникативные:
– умение слышать и слушать педагога, принимать во внимание мнение других
людей;
– умение выступать перед аудиторией, вести диалог;
– умение участвовать в дискуссии, аргументировано защищать свою точку зрения;
– сформированность навыков осуществления совместной деятельности, умение
договариваться о распределении ролей и функций.
Кроме этого, учитываются результаты участия учащихся в различных
мероприятиях: на уровне детского объединения; на уровне учреждения; на
муниципальном уровне; на региональном (республиканском) уровне; на межрегиональном
и всероссийском уровне.
В течение учебного года проводятся три диагностических среза: стартовая или
входная диагностика позволяет выявить предварительные знания, умения и навыки
стартового уровня обученности обучающихся и готовности их к изучению данного курса;
промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень
обученности обучающихся, соответствие его прогнозируемому и на этой основе оценить
успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости
скорректировать их и итоговая диагностика позволяет определить качество усвоения
учащимися программы, реально достигнутый уровень обученности детей в объединении.
В результате мониторинга программы, определяется количество учащихся,
освоивших программу на:
– Высоком уровне – высокий образовательный результат, полное освоение содержания
образовательной программы (теоретические знания, практические умения), имеет
стабильные творческие достижения на региональном и всероссийском уровне.
– Базовом уровне – полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает
незначительные ошибки; имеет достижения на разных уровнях.
– Минимальном уровне – не полностью освоил программу, допускает существенные
ошибки при выполнении практических заданий и теоретических заданий.
2.5. Методические материалы
Формы, методы, приѐмы. При реализации программы используются следующие методы:
1. Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ,
беседа, объяснение, анализ и т.д.).
2. Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов,
фотографий, гербариев, природных материалов, наблюдение и т.д.).
3. Практические (уход за лесными культурами, проведение природоохранных рейдов,
разработка проектов, создание творческих, научно-исследовательских работ, изготовление
средств наглядной агитации и т.д.).
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности,
радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении
исследовательских работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения
заданий, исследовательских работ, а также поощрение, создание положительной
мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, научно-практические
конференции.
Обучающимся предоставляется право выбора исследовательских работ и форм их
выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная) в рамках изученного содержания.
Формы организации образовательного процесса
Занятия в объединении проводятся в форме:

- традиционные занятия; - практические занятия; - мероприятия (выставки, семинары,
форумы, защита проектов, круглые столы, экскурсии, встречи с интересными людьми,
акции, и др. Основной формой организации учебного процесса является практические
занятия.
Используемые современные образовательные технологии:
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
2. Технология развития критического мышления (ТРКМ).
3. Проектная деятельность.
4. Коллективные творческие дела (КТД).
5. Технология проблемного обучения.
6. Обучение в сотрудничестве.
7. Технология уровневой дифференциации.
8. Групповые технологии.
Формы организации образовательной деятельности:
Программа
является
практико-ориентированной
и
носит
деятельностный
и
междисциплинарный характер, используя разнообразные интерактивные методы. Занятия
осуществляются как в кабинете в форме беседы, лекции, практических занятий, игр,
индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований,
природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, изучения
антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды.
Педагогические технологии:
 дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;
 развитие творческих способностей детей, выражающееся в том, что в организуемой
образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество
рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;
 учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их
в различные виды деятельности;
 ориентация на потребности общества и личности обучающегося;
 возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и
требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к
современной социокультурной среде.
Дидактические материалы:
-литература и методические пособия;
-наглядные пособия;
-образцы и коллекции

Список литературы
для педагога
1. Анашкина Е.Н. Лесными тропами. Наблюдаем за млекопитающими. Ярославль, Академия
развития. 2006 г.
2. Боголюбов А.С. Оценка жизненного состояния хвойного подроста «Экосистема», 2002г.
3. Выводцев, Н. В. Создание искусственных насаждений сосны кедровой корейской при
разных вариантах защиты корневой системы. Актуальные проблемы лесного комплекса
4. Выводцев Н. В. Р. Кобояси: под общ.ред. Е. А. Памфилова // сборник научных трудов по
итогам международной научно- технической конференции. Выпуск 30. – Брянск: БГИТА,
2011. – С. 58–60.
5. Зверев А.Т. Экологические игры. М. 2001г Захарова В.М. «Мониторинг здоровья среды на
охраняемых природных территориях», М., 2001г.
6. Красная книга р. Бурятии.
7. Лесной кодекс Российской Федерации.
8. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин.Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г.
9. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин. Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.
10. Павлов А.А. Посади дерево! Методическое пособие по работе с растениями. М: ЭКА,
2012.
11. Правила лесовосстановления (утв. приказом МПР РФ от 16 июля 2007 г. N 183)
12. Программа развития движения школьных лесничеств Утверждена приказом
Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145
для учащихся
1. Лесная энциклопедия в 2-х томах. – М.: Советская энциклопедия, том 1 – 1985, том 2 –
1986
2. Р.В. Экзамен на лесничего. – М.: Просвещение, 1996
3. Школа дикой природы: пособие по практической экологии / С.И. Бурнашев, А.А.
Мосалов, Д.А. Константинов и др. – М.: Аспект Пресс, 1994.
4. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / под ред.
Т.Я.Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
5. Школьникам о лесе. Изд. 2-е, дополн. Зорина Т.Г. — М.: Лесн. пром-сть, 1971. — 220 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».