Юный Патриот 2023

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный патриот» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/


Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 26.02.2021 г.№91
https://hakturizm.profiedu.ru/sveden/document

Актуальность:
Патриотизм складывается из многих составляющих – это и знание, и уважение
истории своей семьи, школы, края, страны, знание и уважение символики своего родного
края. Но патриотизм означает и желание, и, главное, умение защищать все то, что дорого!
Наиболее ярко патриотизм проявляется при защите Родины во время
службы в армии или других государственных силовых структурах.
Очень часто мы слышим, что служба в армии – дело настоящих мужчин. Но настоящих
мужчин надо воспитывать и готовить. Современные подростки психологически не

подготовлены к экстремальным ситуациям, у них изменилась шкала ценностей, а ведь
известно, что человек без жизненных идеалов бесполезен для общества.
Чтобы улучшить подготовку подростков к военной службе, прежде всего надо
перестроить сознание призывника, вызвать интерес, стремление и положительное
отношение к ней. Без патриотического воспитания молодежи у страны нет
благополучного будущего. Как воспитать в себе все необходимые для службы в армии
качества, как научиться включать все свои резервные возможности в случае
необходимости?
Есть отличная возможность сделать первые шаги в этом направлении:
прийти заниматься в кружок «Юный патриот»!
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный патриот» – это программа
военно-патриотической направленности.
Программа «Юный патриот» определяет содержание, основные пути развития
военно-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и
формирование гражданственности, подготовку будущего защитника Родины.
Программа «Юный патриот» представляет собой определѐнную систему форм,
методов и приемов педагогических воздействий и включает комплекс нормативных,
организационных, методических, исследовательских и информационных мероприятий по
дальнейшему развитию и совершенствованию системы военно- патриотического
воспитания обучающихся МБОУ «Хасуртайская СОШ»
Программа «Юный патриот» опирается на принципы социальной активности,
индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива,
развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
История, физическая культура, ОБЖ, медицинская подготовка
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена
примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором (ФИО),
но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня
подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности,
нестандартности индивидуальных результатов.
https://ddtomut.ucoz.ru/metod/klassifikacija_programm.pdf
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Физкультурно-спортивная направленность включает общую физическую подготовку
обучающихся, оздоровление детей средствами физической культуры, спорта, развитие их
двигательных качеств, ловкости, быстроты и силы, привитие им потребности к
физическому совершенствованию, здоровому образу жизни. Включает занятия по
спортивной акробатике, бадминтону, гандболу, художественной гимнастике, плаванию,
хоккею, футболу, шашкам, фехтованию, различным видам борьбы и другим видам
спорта), по общей физической подготовке и лечебной физкультуре (фитнес-аэробика,
йога, лечебная физкультура, ритмическая гимнастика и др.)
http://dop.edu.ru/article/29/fizkulturnosportivnaya-napravlennost
Адресат программы:
Возраст детей: 10 – 16 лет.
Условия набора детей – принимаются все обучающиеся, не имеющие
ограничений по здоровью.
Условия формирования групп: разновозрастные.

Количество обучающихся: не менее 20 человек.
Младшие школьники: 7-9 (10) лет: ведущей становится учебная деятельность. В
психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие
словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания,
повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети
данного возраста имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать
быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых
начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная
слабость волевой регуляции поведения.
https://multiurok.ru/blog/psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristika-dietieimladshiegho-shkol-nogho-vozrast.html
Средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют как
переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С.
Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Л. С.
Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков,
которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка
к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные,
большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем
ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению,
преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве,
хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных
проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному,
рискованному, к приключениям, к героизму).
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologo-pedagogicheskayaharakteristika-detey
Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у старших
школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой
жизни. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом
определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники
овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные
его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников
к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе.
https://ped-kopilka.ru/pedagogika/starshii-shkolnyi-vozrast-harakteristika-kratko.html
Срок и объем освоения программы:
 «Базовый уровень» - 1 год обучения, 216 педагогических часов;
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные
Режим занятий:
Предмет
Юный Патриот

Базовый уровень
_6_часов в неделю;
_216__часов в год.

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: создание условий для воспитания человека с активной жизненной позицией,
патриота своей Родины, готового к службе в Вооруженных Силах.
Образовательные задачи:
знакомство с историей Вооруженных Сил РФ;
знакомство с символами воинской славы, боевым знаменем;
знакомство с историей юнармейского движения в России;
овладение приемами первой медицинской помощи и выживания в экстремальной
ситуации;
знакомство со стрелковым оружием;
формирование навыка использования стрелкового оружия;
четкое и правильное выполнение строевых приемов и действий.
Обучающие (предметные):
овладение приемами первой медицинской помощи и выживания в экстремальной
ситуации;
знакомство со стрелковым оружием;
формирование навыка использования стрелкового оружия;
четкое и правильное выполнение строевых приемов и действий.
Воспитательные (личностные) –
воспитание патриотизма;
воспитание чувства глубокой ответственности за выполнение требований присяги,
верности воинскому долгу, Боевому Знамени части (Флагу корабля) как символу
воинской чести, доблести и славы.
Развивающие (метапредметные) –
развитие выносливости, ловкости, физической силы через занятия военноприкладным многоборьем;
развитие аккуратности, чистоплотности, дисциплинированности, умения четко
следовать инструкциям.
Ожидаемые результаты: по окончании обучения по общеразвивающей программе
«Юный Патриот» дети должны:
Таблица 1.2.2 (вариант)
Базовый уровень

Знать

 Историю ВС РФ;
 историю военных реформ в России
эпохи Петра-I;
 источники и духовные основы
массового героизма Российских воинов при
защите Отечества;
 выдающихся полководцев России;
 историю создания военной техники
и оружия;
 военно-политические итоги Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг.;

Базовый уровень
 этапы развития вооруженных сил
Российской Федерации.
 героические страницы Республики Бурятия
 Символы воинской славы, боевые знамя, историю и
символику ВВПОД «Юнармия»
 Уставы Вооруженных сил РФ права, обязанности и
ответственность
военнослужащих;
 что такое воинская дисциплина и
требования к ней;
 основные положения Устава
 правила поведения в воинском
коллективе;
 воинские звания и правила
вежливости.
 Основные сведения по истории
развития туризма в России, виды туризма, правила, нормы
поведения туристов;
 основные сведения о климате,
растительном и животном мире;
 требования, предъявляемые к
туристскому снаряжению, перечень
личного и группового туристского
снаряжения;
 виды топографических карт;
 основные требования движения
группы на маршруте;
 способы преодоления препятствий;
 технику вязки узлов;
 основные требования к организации привалов и биваков;
 основные типы костров и их
назначение;
 меры безопасности при обращении
огнем.
 Порядок неполной разборки и
сборки автомата Калашникова и правила
поведения во время стрельб
 меры безопасности при обращении с
оружием;
 инструкцию по мерам безопасности
в тире и на стрельбище;
 устройство малокалиберной и
пневматической винтовок, автомата
Калашникова;
 основы техники стрельбы и
методики тренировки;
 правила соревнований;
 устройство ручных осколочных
гранат.
 Общие положения строевого Устава;

Базовый уровень
 свои обязанности перед построением и в строю;
 команды и приказы
военнослужащему, находящемуся встрою, при осуществлении
доклада командиру, при передвижении в строю
 Медицинские термины;
лекарственные травы, растения и грибы.
 основные понятия анатомии и
физиологии человека;
 понятия об органах и системах
органов, организме человека;
 основы медицинской помощи при
различных повреждениях организма человека;
 способы переноски и
транспортировки пострадавшего.
 Обязанности личного состава
отделения;
 основы организации и ведения боя
отделением;
 организацию и боевые возможности
отделения и взвода;
 организацию, вооружение отделения, ввода вероятного
противника;
 основы организации боевого
обеспечения подразделения;
 номенклатуру и условные знаки на
топографических картах.
 Роль и место физической культуры в
общей системе воспитания;
 влияние физических упражнений на
организм человека;
 значение физической подготовки
для повышения боеспособности армии;
 содержание физических упражнений
по программе;
 нормативные требования по
физической подготовке;
 требования личной и общественной
гигиены; меры предупреждения травматизма.
Основы безопасности личности, общества и государства

Уметь

 Применять знания на практике
 Уважительно относиться к символам
воинской славы и юнармейского движения.
 различать звания в юнармейском
 подразделении.
 Грамотно применять требования общевоинских уставов в
повседневной деятельности;
 Составлять перечень личного и
группового снаряжения;

Базовый уровень
 заполнять маршрутные документы;
 определять масштаб и расстояние по карте;
 определять и описывать основные
географические объекты;
 измерять и строить азимут;
 двигаться по азимуту при помощи
компаса;
 соблюдать правила и режим движения
 Осуществить неполную сборку
разборку автомата Калашникова в связи с
установленными нормативами и порядками
проведения сборки разборки автомата;
 готовить оружие к стрельбе;
 вести стрельбу из него по
неподвижным и подвижным целям в
соответствии сприемами и правилами;
 анализировать результаты стрельбы;
 корректировать стрельбу и вносить
 поправки в установку прицела;
 выполнять упражнения по метанию
 ручных осколочных гранат.
 Образцово выполнять одиночные
строевые приемы, без оружия и с оружием;
 умело действовать в составе
отделения, взвода.
 Четко и последовательно
осуществлять команды, выполнять приказы
командира и осуществлять доклад о
выполнении поставленной задачи
 Применять на практике правильный
алгоритм оказания доврачебной помощи и
транспортировки пострадавшего.
 оказывать первую медицинскую
помощь при различных повреждениях
организма;
 накладывать стерильные повязки,
при ранениях различной тяжести.
 Ориентироваться на местности без
карты и движение по заданному маршруту;
 передвигаться различными
способами на поле боя;
 умело преодолевать различные
заграждения и зараженные участки
местности;
 ориентироваться на местности
различными способами днем и ночью;
 оборудовать окопы, устанавливать
различные заграждения,
 преодолевать заграждения,
установленные противником.

Базовый уровень
 Выполнять нормативы по физической подготовке
 Действовать при чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера и защищать населения от них.
 Распознавать терроризм, экстремизм
 сущность и угрозы безопасности
личности и общества.
 Применять знания на практике

Владеть

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Юный патриот»
Базовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Формы
аттестации/контроля

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-



2.

Военная история
России

10

10

-



2.1

Защита Отечества,
конституционный
долг и обязанность
гражданина

1

1

-



2.2

1
История
Вооруженных сил
Дни воинской славы
России.

1

-



2.3

Ратные страницы
истории Бурятии.

1

1

-



2.4

Структура
Вооруженных сил и
основные задачи

1

1

-



2.5

Бурятия в годы

1

1

-



Российской
Федерации

Великой
Отечественной
войны 1941-1945
годов.
2.6

Хоринцы в годы
Великой
Отечественной
войны. ЗемлякиГерои Советского
Союза.

1

1

-



2.7

Порядок
прохождения
военной службы.

1

1

-



2.8

Великие русские
полководцы.

2

2

-



2.9

История
юнармейского
движения.

1

1

-



3

Государственные
символы
Российской

10

10

-



Федерации,
Республики
Бурятия,
символика
Юнармии.
3.1

Государственные
символы РФ

2

2

-



3.2

1
Символика
Республики Бурятия

1

-



3.3

Символика ВВПОД
«Юнармия»

1

1

-



3.4

Устав ВВПОД
«Юнармия»

1

1

-



3.5

Воинские звания

1

1

-



3.6

Воинские ритуалы

2

2

-



3.7

1
Военная присяга и
порядок приведения
к

1

-



Военной присяге
3.8

Боевые Знамена

1

1

-



4

Физическая
подготовка

60 ч

4

56



4.1

2
- Физическая
подготовка и еѐ
значение для
укрепления здоровья

2

-



4.2

Меры обеспечения
безопасности

2

2

-



- комплекс утренней 4
гигиенической

-

4



при проведении
занятий по
физической
подготовке
4.3

гимнастики
4.4

- Общеразвивающие 6
упражнения

-

6



4.5

- комплекс вольных 6
упражнений

-

6



4.6

Ускоренное
передвижение.
Обучение

6

-

6



технике бега на
короткие дистанции
4.7

Силовая подготовка

10

-

10



4.8

Ускоренное
передвижение.
Обучение технике

6

-

6



бега на средние и
длинные дистанции.
4.9

6
Упражнения на
растяжку и гибкость

-

6



4.10

Упражнения на
перекладине.

6

-

6



4.11

Сдача нормативов
по ОФП.

6

-

6



5

Огневая
подготовка

36

8

24



5.1

- Виды
огнестрельного
боевого оружия

2

2

-



5.2

- Устройство и
работа АК- 74

2

1

1



5.3

- Меры безопасности 2
при неполной

1

1



разборке и сборке
АК-74
5.4

- Неполная разборка 10
и сборка АК-74

-

10



5.5

- Практическое
выполнение

6

-

6



4

4

-



6

-

6



упражнения из АК –
74
5.6

- Пневматическая
винтовка. Правила
удержания и
прицеливания
винтовки

5.7

- Стрельба из
пневматической
винтовки из
положения, стоя с

упором
5.8

- Стрельба из
пневмонической
винтовки

6

-

6



38



из положения сидя.
6.

Строевая
подготовка

46

8

6.1

- Основы строевой
подготовки

4

4

6.2

- Команды строевой
подготовки и

4

1

3





правила их
выполнения
6.3

- Строй и
управление им

4

1

3

6.4

- Строй и его
элементы

4

1

3

6.5

- Отдание воинской
чести без оружия

4

1

3



6.6

4
-Выход из строя и
подход к начальнику

-

4



6.7

- Строевая стойка

4

-

4



6.8

- Повороты на месте 4

-

4



6.9

- Перестроение в две 4
шеренге

-

4



6.10

- Перестроение в
одну шеренгу

4

-

4



6.11

Строевой шаг

6

-

6



7.

Медикосанитарная
подготовка

22

17

5



7.1

Медицинские
термины

4

4

-



7.2

Алгоритм оказания
первой доврачебной

4

4

-



помощи
7.3

Лекарственные
растения и грибы

4

4

-



7.4

Алгоритмом
оказания первой
доврачебной
помощи при
механических
травмах.

2

2

-



7.5

Алгоритмом
оказания первой
доврачебной

2

2

-



помощи при
ранениях и ожогах
7.6

Виды перевязок.

6

1

5



8.

Туристская
подготовка

30

4

26



8.1

- Туризм. Виды
туризма.

2

-

2



2

-

2



Развитие туризма в
России
8.2

- Соблюдение ТБ
при организации и
проведении
туристских походов

8.3

- Укомплектование
вещевого мешка

4

1

3



8.4

-Установка палатки

4

1

3



8.5

-Карта.
Топографические
знаки и

4

-

4



способы размещения
их на карте
8.6

- Азимут.
Ориентирование на
местности по
азимуту

4

2

2



8.7

Вязка узлов

6

-

6



8.8

Однодневные
походы

4

-

4



Итого:

216

61

155



Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, конкурс,
мониторинг и т.д.
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с членами военно-патриотического клуба
«Патриот». Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Первичное тестирование по определению уровня подготовки обучающихся.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.
2.1. Вооруженные Силы Российской Федерации. История
Вооруженных Сил.
Теория: Понятие «Вооруженные силы». Значение Вооруженных сил. Необходимость
создания Вооруженных сил в Российском государстве. История Вооруженных сил России.
Защита Отечества- конституционный долг и обязанность гражданина Российской
Федерации
2.2. История Вооруженных Сил РФ.
Теория: Развитие и становление Вооруженных Сил России в связи с историей
Российского государства.
2.3 Ратные страницы истории Бурятии.
Теория: история Бурятии
2.4. Структура Вооруженных сил и основные задачи.
Теория: Структура и назначения Вооруженных сил Российской Федерации. Отличия
внутренних войск от регулярной армии. Несение службы в мирное и военное время.
2.5 Бурятия в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов.
Теория: Герои Бурятии.
2.6 Хоринцы в годы Великой Отечественной войны.
2.7 Порядок прохождения военной службы.

Теория: Повседневное выполнение конкретных воинских обязанностей в Вооруженных
Силах Российской Федерации. Закона «О воинской обязанности и военной службе».
Воинские звания. Прохождение военной службы по контракту.
2.8 Великие русские полководцы.
Теория: Александр Васильевич Суворов (1730 -1800 гг.), адмирал Федор Федорович
Ушаков (1745 - 1817 гг.). генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (17451813 гг.), генерал от инфантерии Михаила Дмитриевича Скобелева (1843 - 1882 гг.),.
адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788 -1851 гг.), адмирала Петра Степановича
Нахимова (1802 – 1855 гг.), вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1849 -1904 гг.).
2.9 История юнармейского движения.
Теория: Детские о молодѐжные движения в Российской империи.
Детские и молодѐжные движения в СССР: пионерская организация,
ВЛКСМ. Детские о молодѐжные движения современной России. Российское
Движение Школьников.
3. Государственные символы Российской Федерации, Республики Бурятия,
символика Юнармии.
3.1 Государственные символы РФ.
Теория: Государственный флаг- официальный государственный символ Российской
Федерации. Правовое положение и правила использования флага России определяет
Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации"
от 25 декабря 2000 года. Государственный герб - официальный государственный символ
Российской Федерации. Его описание и порядок официального использования
установлены Федеральным конституционным законом "О Государственном гербе
Российской Федерации" от 25 декабря 2000 года. Государственный Гимн Российской
Федерации.
3.2 Символика Республики Бурятия
Теория: Герб Бурятии. Описание. Флаг Бурятии
3.3 Символика ВВПОД «Юнармия»
Теория: Генезис символа. Фирменные цвета движения. Знаки и флаг юнармии.
Юнармейские звания и погоны. Юнармейская форма одежды.
3.4 Устав ВВПОД «Юнармия».
Теория: Цели и задачи движения. Структура движения. Права и обязанности участников
Движения. Всероссийский юнармейский слѐт. Клятва юнармейца.
3.5 Воинские звания.
Теория: Войсковые и корабельные воинские звания. Знаки различия по воинским званиям.
3.6 Воинские ритуалы.
Теория: Воинское приветствие. Приведение к военной присяге. Парады.
3.7. Военная присяга.
Теория: Военная присяга, ее значение для военнослужащего.
Содержание военной присяги. Порядок приведения к присяге. Просмотр отрывков из
фильма «Военная присяга».
3.8. Боевые Знамена.
Краткая история боевых знамен страны с древности до наших дней.
Боевые Знамена Вооруженных сил РФ. Значения знамен. Символы знамен.
4. Физическая подготовка.
4.1 Физическая подготовка и еѐ значение для укрепления здоровья.
Значение физической подготовки для прохождения воинской службы.
4.2 Меры обеспечения безопасности при проведении занятий по физической
подготовке.
5. Огневая подготовка.
5. 1 Виды огнестрельного боевого оружия.
Теория: Классификация огнестрельного оружия. Боеприпасы.

5.2-5.3 Устройство и работа АК-74. Меры безопасности при неполной разборке и сборке
АК-74
5.4 Пневматическая винтовка. Правила удержания и прицеливания винтовки
5.5. Неполная сборка и разборка автомата Калашникова (АК-74).
Тория: Знакомство с неполной сборкой и разборкой автомата Калашникова (АК-74).
Порядок разборки и сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке автомата
Калашникова.
Практика: Тренировка по неполной сборке и разборке автомата. Неполная сборка и
разборка автомата на время.
5.6-5.7. Практическое занятие в тире.
Теория: Правила нахождения на огневом рубеже. Правила стрельбы из положений лежа и
сидя. Изучение процессов, происходящих при производстве выстрела, законов внешней и
внутренней баллистики.
Практика: Отработка стрельбы из положений лежа и стоя.
6. Строевая подготовка
6.1. Основы строевой подготовки.
Теория: Виды строя, передвижение в строю, перестроение из одно шереножного строя в
двух шереножный строй, смыкание и размыкание в одно шереножном строю. Строевые
приемы: «направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь»,
«смирно», «равнение на середину» в строю. Передвижение в составе знаменной группы.
Практика: Отработка строевой подготовки подразделения. Отработка строевых приемов:
«направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь»,
«смирно», «равнение на середину» в строю.
Отработка строевой подготовки знаменной группы. Разучивание строевой песни.
6.2. Команды строевой подготовки и правила их выполнения
Теория: Алгоритм выполнения строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в
составе подразделения). Повороты направо, налево, кругом при передвижении строя.
Подача и выполнение команд в строю. Выход из строя и подход к командиру. Ответ на
приветствие командира. Переход с походного шага на строевой шаг. Команды:
«равняйсь», «смирно», «равнение на середину», «влево», «вправо» при передвижении
строя.
Практика: Отработка строевых приемов. Движение шагом. Движение бегом. Строевой
шаг, Походный шаг. Повороты в движении: «направо», «налево», «кругом – марш».
Развернутый строй одно шереножный, двушереножный, развернутый строй отделения и
взвода. Перестроения из одно шереножного в двушереножныйстой. Размыкание влево,
вправо. Отработка строевой песни при передвижении.
6.3 Строй и управление им.
Теория: Понятия: строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал,
дистанция, ширина и глубина строя
Практика: Строевой шаг. Строевая стойка.
6.4 Строй и его элементы.
Шеренга строя и виды (одно шереножный и т. д.)
Практика: Построение в шеренгу, в 2 шеренги, в 3 шеренги.
6.5 Отдание воинской чести без оружия
Теория: отдание воинской чести на месте. Отдание воинской чести при движении.
Практика: Выход из строя и возвращение в строй. Отдание воинской чести на месте и в
движении.
6. 6 Практика: Выход из строя и подход к начальнику
6.7 Практика: Строевая стойка
6. 8 Практика: Повороты на месте
6.9 Практика: Перестроение в две шеренге
6. 10 Практика: Перестроение в одну шеренгу

7. Медико-санитарная подготовка.
7.1. Медицинские термины.
Теория: Изучение медицинских терминов: виды травм, ранений, кровотечений,
утоплений, степени тяжести ожогов, отморожений. Знакомство с терминами: ранение,
травма, рана, кровотечение, ушиб, перелом, шок, ожог, обморок, отморожение,
охлаждение. Знакомство с понятиями: антисептик, асептик, давящая повязка,
иммобилизация, шина. Повторение основ строения человека: скелет, конечность, кость,
артерия, вен.
Практика: Сдача письменного теста на знание медицинских терминов.
7.2. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи.
Теория: Знакомство с алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при
механических травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, ударе
электрическим током.
Практика: Отработка алгоритма оказания доврачебной помощи. Оценка ситуации.
Обеспечение безопасности на месте происшествия. Оценка состояния пострадавшего.
Оказание неотложной помощи. Вызов скорой медицинской помощи. Фиксация
информации о времени и причинах случая. Контроль за состоянием пострадавшего.
7.3Лекарственные растения и грибы.
Теория: Изучение лекарственных трав и грибов. Способы приготовления и применения
лекарственных растений.
Практика: Сдача письменного теста на знание лекарственных трав и грибов.
7.4 Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при
механических травмах.
Теория: Знакомство с приемами временной остановки артериального кровотечения с
использованием жгута и жгута-закрутки, накладки повязки «Уздечка», накладки повязки
«Восьмиобразная», накладки повязки «Спиральная» на конечности. Накладка повязки
«Черепичная расходящаяся» на конечности. Иммобилизация с использованием шин
Крамера при открытом (с артериальным кровотечением) переломе бедренной кости.
Правила транспортировки пострадавшего.
Практика: Отработка наложения повязок, шин, жгута и транспортировки пострадавшего.
7.5 Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах.
7.6 Виды перевязок.
Теория: виды перевязок и правила их наложения.
Практика: Наложение повязки на верхнюю конечность.
8. Туристская подготовка
Укомплектование вещевого мешка. Разведение костра. Подбор продуктов для похода.
Приготовление пищи. Установка палатки. Карта. Топографические знаки и способу
размещения их на карте. Компас «АНДРИАНОВА». Специальное туристское снаряжение.
Правила использования туристского снаряжения. Организация туристского похода.
Питание в туристском походе.

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации

36
(по УП)
01.06-31.08.
с 01.09. по 31.05.
(по УП)

Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП)

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.

Аспекты

Характеристика (заполнить)

Материально-техническое
обеспечение

Для реализации данной программы требуется учебные
макеты автомата Калашникова, пневматические
винтовки, туристическое снаряжение (обвязки,
страховочные верѐвки, репшнур, карабины, палатки
разных конструкций, компасы, топографические карты,
медицинские носилки, лыжное снаряжение, спортзал,
плакаты по ориентированию и технике преодоления
препятствий), спортивный инвентарь: мячи набивные,
баскетбольные, волейбольные, гири, гантели, штанга,
силовые тренажеры, противогазы, костюм химической
защиты, приборы ДП – 5В и ВПХР (войсковой прибор
химической разведки).
1. Учебные плакаты:

Информационное
обеспечение

 Автомат Калашникова;
 Поисково-спасательные работы;
 Транспортировка пострадавшего;
 Первая медицинская помощь;
 Укладка рюкзака;
 Спортивная карта;
 Ориентирование в походе;
 Топографические условные знаки.
2. Условные знаки топографических карт и карт для
спортивного ориентирования.
3. Образцы туристического снаряжения (личного и
группового).

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования
2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:





Зачет
Творческая работа
Соревнования
Тестирование

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся

Методики
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Разрабатываются ПДО самостоятельно

Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей Изучение удовлетворенности родителей работой
предоставляемыми образовательными образовательного учреждения (методика
услугами
Е.Н.Степановой)

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:





Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий

2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Научно-методический журнал «Классный руководитель»
2. Дни воинской славы России. Москва, ООО Глобус, 2010
3. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989г.
4. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: (сборник
сочинений). - М.: Просвещение, 1999г.
5. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа
с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма.
- Вологда.: ВИРО, 2004.
6. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство
Мысль, 2003 г.
7. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 2015 г.
8. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика,
1998 г.
9. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно- патриотическое
воспитание. - М.: «Швиеса», 2006 г.
10. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной
школе. - М.: Просвещение, 2001 г.
11. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 2001г.
12. Ребята растут патриотами. Из опыта военно-патриотического воспитания школьников,
/ Под редакцией Н.И. Монахова. - М.: Просвещение, 2003 г.
13. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных
условиях: Сборник научных трудов //АН СССР, 1999 г.
14. Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник
статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 2004 г.
15. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
16. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
17. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
18. «Патриот отечества» №9,2004 г.
19. Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.
20. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение» №6,2007г.
21. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2,2003 г.
22. Справочник руководителя Образовательного учреждения №08 август 2005г.
23. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ №11,2006 г.
24. Стрельников В. Исторический опыт патриотического воспитания. ОБЖ №1,2006 г.
25. http://www.bibliofond.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».