Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Патриоты Хоринска» (далее
- Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МБУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»
утв. Постановлением Администрации муниципального образования
«Хоринский район» от 26.02.2021г. № 91
https://hakturizm.profiedu.ru/sveden/document
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/polozhenie_o_razrabotke_i_strukt
ure_dopolnitelnoy_obshcherazvivayushchey_programmy.pdf
Актуальность:
Дать ответ на вопрос – зачем учащимся в современных условиях нужна
данная программа; дать анализ социальных проблем, в том числе
регионального значения, материалов научных исследований, педагогического
опыта, современных требованиях модернизации системы образования,
потенциала образовательной организации, социального заказа других
факторов
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
История, краеведение, основы военной службы
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой,
положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная
другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной
организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
Направленность программы: военно-патриотическое
Адресат программы:
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный,
критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский
различал три точки созревания: органического, полового и социального. Л. С.
Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов
подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая
доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта
дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для
него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие,
сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению,
преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в
упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста
и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление
подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey
Срок и объем освоения программы:
3 года, 648 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год 216 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 2 год 216 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 3 год 216 педагогических часов;
Форма обучения: очная
Особенности организации
одновозрастная
образовательной
деятельности:
группа
Режим занятий:
Предмет
Стартовый
уровень
Базовый
уровень
Краеведение
История
Медицина
Строевая
подготовка
6 часов в
6 часов в неделю; неделю;
216 часов в год. 216 часов в
год.
Продвинутый
уровень
6 часов в неделю;
216 часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Развитие у школьников гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование
умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни
общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях
мирного
и
военного
времени,
высокой
ответственности,
дисциплинированности.
Задачи:
Обучающие (предметные):
1. Познакомить с историей развития вооруженных сил, символами
воинской чести, с символами России (гимн, флаг, герб), символикой
Бурятии и Хоринска.
2. Изучить основы первой медицинской помощи, строевые приѐмы на
месте и в движении, и с оружием.
3. Использовать технику ориентирования на местности при помощи
планов местности и карт, использовать компас и другие
приспособления.
Воспитательные (личностные) –
1. Создать положительную среду взаимоотношений со сверстниками, в
командной работе.
2. Наработать (волевые) качества характера: дисциплинированность,
усидчивость, аккуратность.
3. Раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализациюсамопрезентацию, формирование общественной активности личности,
положительных качеств, на основе освоения общекультурных
ценностей.
Развивающие (метапредметные) –
1. Выявить уровень способностей детей (пед. диагностика «УСД»);
2. Активизировать высшие психические функции ребѐнка: внимание,
восприятие, память, воображение, мышление, воспроизведение;
3. Развить
навыки:
целеустремлѐнности,
самоорганизации,
самостоятельности,
последовательности
процесса,
творческие
способности как результат воспроизведения …
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень
Знать
Уметь
Базовый уровень
Продвинутый
уровень
Символы воинской
чести;
Правила оказания
первой медицинской
Меры безопасности во время
Назначение, боевые свойства,
помощи при
общее устройство и принцип
занятий;
различных видах
работы автомата Калашникова;
Воинские традиции Советской и
травм;
Специфику физической
российской армии;
Правила
подготовки;
безопасного
Символы воинской чести;
Последовательность неполной
поведения у
государственную символику России; разборка и сборки АКМ-74;
водоемов, при
Элементы строя и обязанности в
Меры безопасности при
пожаре, в
обращении с автоматом и
строю;
природных
патронами;
Материальную часть автомата
экстремальных
Правила прицеливания и
Калашникова;
ситуациях;
стрельбы из пневматической
Опасные природные
Требования к личному и групповому винтовки;
факторы и защиту от
снаряжению;
Государственную и военную
их влияния;
Организацию привалов и ночлегов; символику;
Современные
Дни воинской славы России;
Принципы оказания первой
средства поражения;
Структуру Вооруженных Сил
медицинской помощи в
Мероприятия ГО по
Российской
Федерации;
чрезвычайных ситуациях.
защите населения;
Технику безопасности на занятиях Историю, символы и
Средства
геральдику Бурятии;
по физической, стрелковой,
индивидуальной
строевой подготовке.
защиты органов
дыхания и кожи;
пользования ими.
Работать
Работать индивидуально и в
индивидуально и в
Самостоятельно определять цель
группе;
группе;
при выполнении работы;
Сознавать ответственность за
Сознавать
Выстраивать последовательность
общее дело;
ответственность за
необходимых операций;
Выделять моральное
общее дело;
Оценивать правильность
содержание ситуации.
Выделять моральное
выполнения учебной задачи.
Выполнять неполную разборку содержание
и сборку АКМ-74;
Выделять и обобщать смысл
ситуации.
Правильно прицеливаться и
поставленной учебной задачи;
Выполнять
прицельно вести стрельбу по
неполную разборку
Определять понятия, создавать
мишени;
и сборку АКМ-74;
обобщения, устанавливать аналогии;
Выполнять строевые приемы на Правильно
Работать с информацией.
месте и в движении по одному прицеливаться и
Сотрудничать с взрослыми и
и в отделении согласно
прицельно вести
сверстниками в процессе
Строевому уставу
стрельбу по
Вооруженных Сил Российской мишени;
совместной деятельности;
Федерации;
Выполнять строевые
приемы на месте и в
движении по одному
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый
уровень
и в отделении
согласно Строевому
уставу
Вооруженных Сил
Российской
Федерации;
Техникой неполной разборки и
сборки АКМ-74;
Техникой оказания первой
Техникой безопасности при
медицинской помощи в
обращении с автоматом и
чрезвычайных
ситуациях.
патронам.
Владеть
Техникой безопасности на занятиях Техникой прицеливания и
по физической, стрелковой,
стрельбы из пневматической
строевой подготовке.
винтовки;
Техникой
прицеливания и
прицельно вести
стрельбу по
мишени;
Техникой строевых
приемов на месте и
в движении по
одному и в
отделении
1.3. Содержание программы
«Патриоты Хоринска»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Прак
тика
Таблица 1.3.1
Формы
аттестации/контроля
Вводные занятия
3
1.
Раздел 1. История
вооруженных сил
17
1.2
Виды вооруженных сил. Армия
России на современном этапе.
5
5
Зачет
1.3
Символы воинской чести. Сила
воинских традиций. Боевое
знамя воинской части. История
военной присяги и порядок ее
принятия.
5
5
Зачет
1.4
Полководцы и герои.
2
2
Тестирование
1.5
Воинские профессии. Профессия
военного: описание и
содержание деятельности.
Необходимые умения. Область
применения. Военные
профессии для девушек.
5
5
Зачет
2
Раздел 2. Наш край в истории,
12 часов.
26
2.1
Понятие “ Малая Родина”.
1
1
2.2
Место края в истории
Республики Бурятия.
3
3
2.3
Общая характеристика
Хоринского района:
5
5
А) климат;
Б) памятники природы;
В) растительный мир;
Г) животный мир;
3
Творческая работа
Д) население.
2.4
Природа родного края.
3
3
Тестирование
2.5
Знай и изучай свой край.
3
3
Тестирование
2.6
Загадочный мир названий.
2
2
Тестирование
2.7
Локальное изучение
окрестности.
4
2
2
Тестирование
2.8
Топонимика как наука.
5
2
3
Тестирование
Раздел 3. В час великих
испытаний, 42 час.
56
3.1
«Помнит вся Россия про день
Бородина…»
2
2
Творческая работа
3.2
«Слава российского флота»
3
3
Тестирование
3.3
Величие подвига народа –
победителя в В.О.В.
4
4
Тестирование
3.4
Мемориалы Республики Бурятия
3
3
Творческая работа
3.5
Обелиски Республики Бурятия
3
3
Творческая работа
3.6
Помощь в тылу. Сбор материала
о жизни тружеников села в годы
войны
5
1
4
Творческая работа
3.7
Сбор материала о жизни
тружеников села в годы войны
5
1
4
Творческая работа
3.8
В жизни есть всегда место
подвигам (сбор материала о
земляках, совершивших подвиги
в годы Великой Отечественной
войны).
5
1
4
Творческая работа
3.9
Земляки – Герои Советского
Союза.
3
3
3.10
… Это нужно не мертвым, это
нужно живым.
3
3
Творческая работа
3.11
Личные встречи со
«старожилами» села
3
3.12
Дети войны. Пионеры-герои.
3
3
Творческая работа
3.13
Полководцы победы
2
2
Творческая работа
3.14
Песни великой отечественной
войны
1
1
Тестирование
3.15
Военная техника периода войны
5
5
Тестирование
3.16
Интернет-путешествия по
городам-героям и местам
великих битв
3
3
3.17
Организация экскурсии в
школьный музей «Эрмэлзэл»
3
2
4
Раздел 4. Виды вооружений.
История оружия от древних
времен до современности, 12
часов
25
4.1
Примитивное оружие.
3
3
4.2
Средневековое оружие.
3
3
4.3
Оружие современности.
5
5
4.4
Оружие массового поражения.
4
4
4.5
Виды вооружения Российской
армии. Холодное,
огнестрельное, метательное.
4
4
4.6
Автомат Калашникова. АКМ74. Устройство, назначение,
тактико-технические
характеристики.
6
3
5
Раздел 5. Их именами названы
улицы. 6 часов.
5
5.1
Улица Д.Ж.Жанаева
1
1
Творческая работа
5.2
Улица Батора Санжиева
1
1
Творческая работа
3
1
Зачет
3
Зачет
5.3
Улица Бадмы Батуева
1
1
Творческая работа
5.4
Улица Плешкова-Базарова
1
1
Творческая работа
5.5
Куда бы ни шел, ни ехал ты…
1
1
Творческая работа
6
Раздел 6. Память, высеченная
в камне, 11 часов.
4
6.1
Мемориальные доски с.
Хоринск
2
2
Творческая работа
6.2
Памятники, мемориалы с.
Хоринск
2
2
Творческая работа
7
Раздел 7. Я и моѐ отечество, 29
часов
15
7.1
Символы России. Обзорная
беседа
1
1
7.2
Гимн России.
1
1
7.3
Флаг России.
1
1
7.4
Основной закон государства
2
2
Зачет
7.5
Символика России
1
1
Зачет
7.6
Символика Бурятии
1
1
Зачет
7.7
Символика Хоринска
1
1
Зачет
7.8
Я гражданин. Мои права и
обязанности
3
3
Зачет
7.9
Благотворительная акция «в
подарок нашим защитникам»
1
1
7.10
Конкурс рисунков «Служу
России»
1
1
7.11
Есть такая профессия – Родину
защищать. Воинынтернационалисты.
2
8
Раздел 8. Строевая
подготовка.
35
2
Творческая работа
Творческая работа
8.1
Строевая стойка. Повороты на
месте.
7
2
5
Зачет
8.2
Строевой шаг.
7
2
5
Зачет
8.3
Повороты направо-налево в
движении.
5
2
3
Зачет
8.4
Поворот кругом в движении.
6
2
4
Зачет
8.5
Строевые приемы в движении в
отделении.
10
2
8
Зачет
9
Раздел 9. Медицинская
подготовка
4
9.1
Первая медицинская помощь
при различных видах травм.
2
2
Тестирование
10
Раздел 10. Туристическая
подготовка
10.1
Работа с планами местности и
картами.
5
2
3
Тестирование
10.2
Ориентирование на местности.
5
2
3
Тестирование
10.3
Определение географических
координат на местности.
10.4
Определение высоты местности. 2
1
1
Тестирование
10.5
Построение плана местности.
3
5
Тестирование
10.6
4
Практическое применение
навыков ориентирования в лесу.
4
Тестирование
10.7
Административнотерриториальное деление
района.
1
1
Тестирование
10.8
Географические особенности и
ландшафт района.
1
1
Тестирование
26
Тестирование
8
216
147
69
Содержание учебного плана
№
Название разделов и тем
Теория
п\п
1.
Вводные занятия
2.
Раздел 1. История вооруженных сил
Историей развития вооруженных
сил, символами воинской чести.
Сила воинских традиций. Боевое
знамя воинской части. История
военной присяги и порядок ее
принятия. Воинские профессии.
Профессия военного: описание и
содержание деятельности.
Необходимые умения. Область
применения. Военные профессии
для девушек.
7.
Раздел 2. Наш край в истории.
Место края в истории Республики
Бурятия. Общая характеристика
Хоринского района. Локальное
изучение окрестности.
Топонимика края.
16.
Раздел 3. В час великих испытаний.
Мемориалы и обелиски
Республики Бурятия. Земляки –
Герои Советского Союза. Дети
войны. Пионеры-герои.
Полководцы победы. Военная
техника периода войны.
34
Раздел 4. Виды вооружений. История оружия от Кружковцы знакомятся с
древних времен до современности.
историей вооруженных сил от
примитивного древнего оружия
до современного. Изучают виды
вооружений.
41
Раздел 5 . Их именами названы улицы.
Кружковцы знакомятся с
именами, подвигами и
биографией людей в честь
которых названы улицы села
Раздел 6. Память, высеченная в камне.
Кружковцы знакомятся с
памятниками и мемориальными
досками села Хоринск.
Раздел 7. Я и моѐ отечество.
Кружковцы
знакомятся
с
символами России ( гимн, флаг,
герб), символикой Бурятии и
Хоринска,
проводят
благотворительные акции.
Раздел 8. Строевая подготовка.
Обучающиеся
знакомятся
и
изучают на практике строевые
приѐмы на месте и в движении, и
с оружием (автоматом АКМ-74)
согласно
Строевому
уставу
Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Раздел 9. Медицинская подготовка.
Обучающиеся
знакомятся
и
изучают на практике правила
оказания первой медицинской
помощи в природных условиях
(ссадины,
порезы,
укусы
животных; вывихи переломы,
обморожения; первая помощь
утопающему). Первая помощь
при ранениях и травмах (виды
ран, помощь, повязка на голову и
грудь), первая помощь при
переломах конечностей. Первая
помощь при несчастном случае:
остановка кровотечений, повязки
на живот, и промежность, верхние
и нижние конечности.
Раздел 10. Туристическая подготовка
Обучающиеся
учатся,
теоретически и на практике
ориентироваться на местности
при помощи планов местности и
карт. Также учатся использовать
компас и другие приспособления.
«Патриоты Хоринска»
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
№
п/п
1.
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Прак
тика
Вводное занятие
3
2
1
Военно-историческая
подготовка
76
75
1
Таблица 1.3.1
Формы
аттестации/контроля
1.1
Героическое прошлое
России.
6
6
Зачет
1.2
От княжеской дружины до
регулярного войска.
6
6
Зачет
1.3
Правление Петра I.
6
6
Тестирование
1.4
Военные реформы Петра
6
6
Зачет
1.5
Просмотр видеофильмов
6
6
1.6
Воинская слава России.
6
6
1.7
Румянцев
3
3
1.8
А.В. Суворов
3
3
Творческая работа
1.9
Ф.Ф. Ушаков
3
3
Тестирование
1.10
М.И.Кутузов
3
3
Тестирование
1.11
П.С. Нахимов.
3
3
Тестирование
1.12
Жуков
3
3
Тестирование
1.13
1
1
Викторина «Защитники
отечества».
1.14
Героизм русского
солдата при обороне
Порт-Артура.
3
3
Творческая работа
1.15
Русская армия в первой
мировой войне.
3
3
Творческая работа
1.16
Основные сражения
Великой Отечественной
войны.
6
6
Тестирование
1.17
Защитники Отечества в
локальных войнах и
военных конфликтах
современности
6
6
Тестирование
1.8
Встречи с ветеранами
боевых действий.
3
3
Творческая работа
2
Законодательные
основы военной
службы
86
84
2.1
История и становление
6
6
2
Творческая работа
воинских уставов.
2.2
Воинские ритуалы.
6
6
Тестирование
2.3
Воинские звания.
6
6
Тестирование
2.4
Общие положения устава
внутренней службы.
6
6
Тестирование
2.5
Общие положения
дисциплинарного устава.
6
6
Зачет
2.6
Общие положения строевого
устава.
6
6
Зачет
6
6
Зачет
2.7
Общие
положения
устава
гарнизонной,
комендантской
и
караульной служб.
Творческая работа
2.8
Викторина «Воинские звания»
1
2.9
Составы военнослужащих и
воинские звания в ВС РФ.
6
6
Тестирование
2.10
Положения устава внутренней
службы о внутреннем порядке
в повседневнойдеятельности
военнослужащих.
6
6
Тестирование
2.11
Дисциплинарная
ответственность
военнослужащих
6
6
Зачет
2.12
Организация караульной
службы в ВС РФ.
6
6
Зачет
1
2.13
Кроссворд
«Деятельность
военнослужащих».
1
2.14
Государственные
и
военные
символы
Российской
Федерации.
3
3
2.15
Боевое
знамя
воинской части.
3
3
2.16
Права, обязанности и
ответственнось
военнослужащих.
3
3
1
Тестирование
2.17
Организация и
несение гарнизонной
и комендантской
служб.
3
3
Зачет
2.18
Участие войск в
парадах и
общественных
мероприятиях.
3
3
Зачет
3
3
Зачет
2.19
Кроссворд «Военные символы».
3
Строевая подготовка
51
51
3.1
Изучение и совершенствование
выполнения элементов
одиночной строевой
подготовки (строевая стойка,
повороты на месте, движение
строевым шагом, повороты в
движении, выход из строя и
подход к начальнику,
выполнение воинского
приветствия).
12
12
Зачет
3.2
Строи отделения.
12
12
Зачет
3.3
Построения отделения в
развернутый и походный строй.
12
12
Зачет
3.4
Отработка строевыхприемов в
составе отделения
12
12
Зачет
3.5
Отработка выполнения команд
3
3
Зачет
Итого
216
161
52
Содержание учебного плана
№
Название разделов и тем
Теория
п\п
1.
Вводное занятие
Объяснение техники
безопасности и правил поведения
назанятиях.
Практика. Игры и упражнения.
2.
Военно-историческая подготовка
Героическое прошлое России. От
княжеской дружины дорегулярного войска.
Правление Петра I. Военные реформы Петра
Просмотр видеофильмов.
3.
Законодательные основы военной
службы
История
и
становление
воинских
уставов.
Воинские
ритуалы. Воинские звания. Общие
положения
устава
внутренней
службы.
Общие
положения
дисциплинарного устава. Общие
положения строевого устава. Общие
положения устава гарнизонной,
комендантской и караульной служб.
Викторина «Воинские звания».
4.
Строевая подготовка
Изучение и совершенствование выполнения
элементоводиночной строевой подготовки
(строевая стойка, повороты на месте, движение
строевым шагом, повороты в движении, выход
из строя и подход к начальнику, выполнение
воинского приветствия). Строи отделения.
Построения отделения в развернутый и
походный строй. Отработка строевыхприемов
в составе отделения. Отработка выполнения
команд.
«Патриоты Хоринска»
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практ
ика
Формы
аттестации/контроля
1.
Строевая подготовка
39
39
1.1
Отработка выполнения команд
3
3
1.2
Изучение и совершенствование
выполнения элементов
одиночной строевой
подготовки
6
6
Зачет
1.3
Прохождение торжественным
маршем.
12
12
Зачет
1.4
Порядок возложения венков к
мемориалам Воинской славы.
12
12
Тестирование
Порядок смены
часовых почетного
караула.
6
6
Зачет
2
Огневая подготовка
96
36
2.1
Меры безопасности при
стрельбе из пневматического
оружия.
3
3
2.2
Спортивное оружие.
3
3
2.3
Стрелковое оружие ВС РФ.
6
6
Творческая работа
2.4
Устройство и предназначение
автомата Калашникова.
6
6
Тестирование
2.5
Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборке
АК, снаряжению магазина.
6
2.6
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия.
6
2.7
Изучение и совершенствование
техники стрельбы.
6
2.8
Работа частей и механизмов
автомата Калашникова.
6
1.5
60
6
Тестирование
6
6
6
Тестирование
Тестирование
Тестирование
2.9
Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборке
АК.
6
2.10
Ручные осколочные гранаты.
6
2.11
Техника метания гранат.
6
2.12
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия.
2.13
Изучение
и
совершенствование
техники стрельбы.
6
Творческая работа
6
6
Зачет
6
6
Тестирование
6
6
Творческая работа
2.14
Сборка и разборка автомата на
время.
6
6
Зачет
2.15
Выполнение норматива по
метанию гранат на дальность.
6
6
Зачет
2.16
Выполнение норматива по
метанию гранат на точность.
6
6
Зачет
2.17
Отработка выполнения
нормативов.
6
6
Зачет
3.
Специальная
подготовка
81
57
3.1
Оружие массового поражения.
6
6
Тестирование
3.2
Средства индивидуальной
защиты
6
6
Тестирование
3.3
Практическое выполнение
норматива по одеванию
противогаза.
6
6
Тестирование
3.4
Ориентирование на местности.
6
3.5
Правила поведения в
чрезвычайных ситуациях.
6
6
Тестирование
6
6
Тестирование
3.6
Понятие
ориентирования,
определение точки
стояния, способы
ориентирования,
18
6
Тестирование
Зачет
3.7
Определение магнитных
азимутов направлений
на местности.
6
3.8
Правила поведения в
чрезвычайных
ситуациях.
6
3.9
Определение
света.
сторон
6
3.10
Основы современного
общевойскового боя.
6
6
Зачет
3.11
Основныетактические
понятия, определения
и термины.
6
6
Зачет
3.12
Действия солдата в бою.
6
6
Зачет
3.13
Просмотр учебных
видеофильмов.
6
Итоговое занятие
3
3
216
93
4.6
Итого
6
Зачет
6
6
Зачет
6
Зачет
123
Содержание учебного плана
1
Строевая подготовка
2
Огневая подготовка
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (строевая
стойка, повороты на месте,
движение строевым шагом,
повороты в движении, выход из
строя и подход к начальнику,
выполнение воинского
приветствия). Строи отделения.
Построения отделения в
развернутый и походный строй.
Отработка строевыхприемов в
составе отделения. Прохождение
торжественным маршем. Порядок
возложения венков к мемориалам
Воинской славы.
Меры безопасности при
стрельбе из
пневматического оружия.
Работа частей и
механизмов автомата
Калашникова.
Выполнение нормативов
по неполной разборке и
сборке АК. Ручные
осколочные гранаты.
Техника метания гранат.
Основы и правила
стрельбы из
пневматического оружия.
Изучение и
совершенствование
техники стрельбы.
Практика. Сборка и
разборка автомата на
время.
3
Специальная подготовка
Ориентирование
на местности. Понятие
ориентирования,
определение точки
стояния, способы
ориентирования.
Определение магнитных
азимутов направлений на
местности. Правила
поведения в
чрезвычайных ситуациях.
Практика. Определение
сторон света.
4
Соревнования
Приобщение
обучающихся к
систематическим
занятиям физической
культурой и спортом,
сохранение и
совершенствование
традиционных и поиск
инновационных форм и
методов работы по
патриотическому
воспитанию
обучающихся, подготовке
их к военной службе в
правоохранительных
органах, подразделениях
МЧС при действиях в ЧС
и экстремальных
ситуациях, воспитание
чувства патриотизма,
гражданственности,
развитие физических
качеств. Военизированная
эстафета
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
36
(по УП)
01.06-31.08.
с 01.09. по 31.05.
(по УП)
(по УП)
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Материально-техническое
обеспечение
Для реализации данной программы требуется учебные
макеты автомата Калашникова, пневматические
винтовки, туристическое снаряжение (обвязки,
страховочные верѐвки, репшнур, карабины, палатки
разных конструкций, компасы, топографические карты,
медицинские носилки, лыжное снаряжение, спортзал,
плакаты по ориентированию и технике преодоления
препятствий), спортивный инвентарь: мячи набивные,
баскетбольные, волейбольные, гири, гантели, штанга,
силовые тренажеры, противогазы, костюм химической
защиты, приборы ДП – 5В и ВПХР (войсковой прибор
химической разведки).
1. Учебные плакаты:
Информационное
обеспечение
Автомат Калашникова;
Поисково-спасательные работы;
Транспортировка пострадавшего;
Первая медицинская помощь;
Укладка рюкзака;
Спортивная карта;
Ориентирование в походе;
Топографические условные знаки.
2. Условные знаки топографических карт и карт для
спортивного ориентирования.
3. Образцы туристического снаряжения (личного и
Аспекты
Характеристика (заполнить)
группового).
Кадровое обеспечение
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Соревнования
Тестирование
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей Изучение удовлетворенности родителей работой
предоставляемыми образовательными
образовательного учреждения (методика
услугами
Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в соответствии
с формами аттестации)
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
2.6. Список литературы
1. Журнал «Вестник Молодежной политики», №11, 2005 год.
2. Перов А.П., Воробьев М.С. «Организация и содержание работы
оборонно-спортивного лагеря для молодѐжи», Учебнометодическое пособие, Тюмень УЦ «Аванпост» 2000 год.
3. А.Т Смирнов, В.А. Васнев «Основы военной службы», Учебное
пособие, М. «Дрофа» 2004 год.
4. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных
документов по подготовке учащийся молодежи в области защиты
от чрезвычайных ситуаций. М., АСТ, 1998 год.
5. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его
вооруженных силах, традициях, морально-психологических и
правовых основах военной службы: Книга для чтения по
общественно-государственной подготовке солдат (матросов),
сержантов (старшин) ВС РФ/ Под ред. В.А Золотарѐва, В.В.
Марущенко. 3-е изд. М.: Русь-РКБ, 1999.
6. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985.
7. Наставление по физической подготовке. М.: Воениздат, 1987.
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
М.: Воениздат, 2004.
9. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий «Прикладная физическая
подготовка. 10-11 классы» Москва «Владос пресс»2003 г.
10.Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко «Туристический клуб школьников»
Пособие для учителя. Москва Творческий центр «Сфера» 2004 г.
11.Журнал ОБЖ: Основы безопасности жизни. 1998 – 2001. №1 – 12.
12.Ю.К. Сорокин «Атлетическая подготовка допризывника», М.
«Советский спорт»1990г.
13.Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних
учебных заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение
1991.
14.Смирнов А.Т., Васне В.А., Мишин Б.И. Основы безопасности
жизнедеятельности. 11 класс: Учебник. М. Просвещение, 2002.
15.Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 68 классов средней школы. М. 1989г.
16.Фесенко Б.И. «Книга молодого ориентировщика» М. 1997г.