Истоки 2023

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
Список литературы

I. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Истоки» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
 Устав учреждения утв. Приказом РУО №28 от 24.02.2021
ссылка



Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/polozhenie_o_razrabotke_i_strukture_
dopolnitelnoy_obshcherazvivayushchey_programmy.pdf
Актуальность программы
Данная
программа
соотносится
с
тенденциями
развития
дополнительного
образования
и
согласно
Концепции
развития
дополнительного образования способствует формированию и развитию
духовно-нравственного
потенциала
через
саморазвитие
и
самосовершенствование, обеспечение духовно-нравственного, гражданского,
патриотического, трудового воспитания учащихся.
На современном этапе развития общества программа отвечает запросам
детей и родителей. Отмечается возросший интерес к изучению истории
культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями
современного российского общества и необходимостью в формировании
личности гражданина, бережно относящегося к природным и
социокультурным ценностям своего Отечества. Осваивая программу, дети
осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких
людей, в общей судьбе народов России.
Изучение культурного наследия своего народа - это важный и
актуальный раздел в работе с детьми и сегодня. Знакомство с традициями,
обычаями своего народа, приобщение к духовным ценностям прошлых
поколений способствует гармоническому развитию личности, способствуют
воспитанию трудолюбия, милосердия, честности, уважение к старшим,
заботы о младших.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
(история, этнография, краеведение, туризм, картография)
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой,
положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная
другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной
организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
https://ddtomut.ucoz.ru/metod/klassifikacija_programm.pdf
Направленность программы: туристско-краеведческая
Адресат программы: программа ориентирована на обучающихся
возрасте 6-11 лет, заинтересованных в изучении краеведения.
Срок и объем освоения программы:
__1___год, _216____педагогических часов, из них:

в



«Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов

Форма обучения: очная, дистанционная (по необходимости).
Особенности организации образовательной
одновозрастные, разновозрастные

деятельности:

группы

Режим занятий:
Предмет

Базовый уровень
__6_часов в неделю;
_216__часов в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель программы: формирование целостного представления о родном крае
посредством приобщения учащихся к туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать знания обучающихся об историческом прошлом края,
жизни предков; о родном крае, об истории своей семьи, своей школы, своего
села;
- познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой,
объектами изучения: храм, дацан, памятники архитектуры;
 познакомить с новыми формами организации активного досуга;
 вовлекать обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;
 научить технике работы с бумагой, тканью, природным материалом.
Развивающие:
 расширять кругозор;
 развивать навыки самообслуживания;
 развивать память и внимание;
 раскрывать творческие способности;
 развивать лидерские, волевые качества;
 развить организаторские и коммуникативные навыки, умение брать на
себя ответственность, принимать решение.
 развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности, стимулировать стремление знать, как можно больше о
родном крае, интереса учащихся к краеведению.
Воспитывающие:
 воспитывать чувство бережного отношения к историческому и
культурному наследию своей малой Родины;
 способствовать укреплению семейных связей;
 способствовать формированию гражданско-патриотических чувств;
 воспитывать привычку рационально использовать свободное время;




способствовать формированию культуры общения и поведения в
социуме; навыков здорового образа жизни;
воспитывать чувство коллективизма;
Ожидаемые результаты:

Знать

Уметь

Владеть

Базовый уровень
Знать все исторические и памятные места малой
родины, согласно данной программе, имена
выдающихся людей, основные сведения о
памятниках
Рассказать о Хоринске содержательный
рассказ, уметь представлять свою
исследовательскую работу
Владеть приемами проведения экскурсий, бесед,
тематических классных часов

1.3. Содержание программы
«Истоки»
Базовый уровень
Учебный план
Название раздела, темы

ВВЕДЕНИЕ
Вводное занятие. Знакомство
с детьми. Инструктаж по
технике безопасности.
Начальная диагностика. Игра
«Давай познакомимся»
1.
ЖИЗНЬ МОИХ
ПРЕДКОВ
1.1 Краткая история
возникновения Хоринского
района, села Хоринск
1.2 Мои соседи (республики,
области, граничащие с
Бурятией, с Хоринским
районом, селом)
1.3 «А кто же вы, соседи?...» знакомство с жителями моей
деревни
1.4 Легенды и предания родной
земли
1.5 Жилище человека (русского,
бурята и др.)
1.6 Традиции народа
1.7 Мир русской избы, юрты.
Преимущества и недостатки
жилищ настоящего времени.
1.8 Традиционная пища.
Традиционные блюда.
1.9 Одежда моих предков.
Знакомство с историей
костюма. Женский и
мужской костюм.
1.10 Русские традиции чаепития
1.11 История развития

Кол-во часов
Форма
Всего Теория Практика аттестации,
контроля
1
1
2
2

1

1

30

12

18

2

1

1

2

2

2

Творческая
работа

2

2

2

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

Беседа

Тестирование

самоварного промысла в
России
1.12 Экскурсия в комнату
русского быта Районного
историко-краеведческого
музея.
1.13 Изготовление аппликации
«Русская изба», «Юрта»
1.14 Обобщение темы «Жизнь
моих предков», контроль
знаний по теме: игравикторина
2.
Я И МОЯ СЕМЬЯ

4

4

2

2

2

2

Беседа

54

18

36

2

1

1

2.2

История моего рода. Моя
семья. Родословная
Моя мама.

2

1

1

2.3

Мой папа. Моѐ отчество.

2

1

1

2.4

Мои дедушка и бабушка

2

1

1

2.5

Дорожите именем своим.
Моѐ имя.
Моя фамилия.
Жизнь и быт семей в
прошлом.
Какие события прошлого
отразились в истории моей
семьи
Семейные ценности. Петр и
Феврония, как пример семьи
и семейных ценностей.
Семейные традиции.
Лучший друг. Класс и я. Игра
«Дружба- это…»
Кем я хочу стать, когда
вырасту…
Традиции и праздники в
семье. Прошлое и настоящее.
Этикет приема гостей и
поведения в гостях
Правила сервировки стола.
Праздники и будни.

2

1

1

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Беседа

2
2

1
1

1
1

Беседа
Беседа

2

1

1

Творческая
работа

2

1

1

Творческая
работа

2

1

1

Беседа

2

1

1

Беседа

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Творческая
работа
Творческая
работа, игра
Беседа

2.1

2.6.
2.7
2.8

2.9

2.10
2.11
2.12
2.13
2.14

2.15 Подарки для близких и
друзей. Выбор подарка.
Подарок своими руками.
2.16 Изготовление подарка для
близкого человека(мамы,
папы, сестры, брата,
бабушки, дедушки, крестной)
2.17 Конкурс рисунков: «Моя
семья», «Праздник в моей
семье», «Путешествие всей
семьѐй» и др.
2.18 Моя родословная.
Генеалогическое древо..
2.19 Составление родословного
древа с небольшим
количеством родственников
2.20 Обобщение темы: «Моя
семья» Оформление
фотовыставки.
3.
КУКЛЫ ИЗ
БАБУШКИНОГО
СУНДУКА
3.1
История тряпичной куклы и
еѐ назначение.

2

Обереговые куклы.
Кукла Кувадка. Изготовление
куклы Кувадки
Куклы-пеленашки.
Изготовление куклыпеленашки
Кукла «На здоровье»
Изготовление куклы «На
здоровье
Кукла Колокольчик
Изготовление куклы
Колокольчик
Обрядовые куклы.
Куклы-мартинички.
Изготовление куколмартиничков.
Игрушка-птица
Изготовление игрушкиптицы

2

2

2

2

Творческая
работа

2

2

Творческая
работа

2

2

Творческая
работа

2

2

Творческая
работа

2

2

Изготовление
изделия и
демонстрация

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

1

Творческая
работа

4

4

Творческая
работа

4

4

Творческая
работа
Индивидуальные
задания
Творческая
работа

1

8

2

6

6

1

4

2

2

24

1

23

2

1

1

Творческая
работа

Беседа
Творческая
работа
Творческая
работа

Игровые куклы
Кукла малышок-голышок.
Изготовление куклы
малышок-голышок
3.9
Игрушка «Зайчик на
пальчик» Изготовление
игрушки «Зайчик на
пальчик»
3.10 Оформление готовых работ.
Подготовка работ к выставке.
Выставка.
3.11 Обобщение темы. Выставка.
Постановка сказки: «Жилабыла куколка…»
4.
РАЙОН И ЕГО
ЖИТЕЛИ
4.1 Легенды и предания родной
земли
4.2 Памятники истории вокруг
нас
4.3 Экскурсия в краеведческий
музей.
4.4 Легенды, предания и
современность нашего села
4.5 Скульптурные памятники
нашего района
4.6 Хоринск в лицах. Почетные
жители села

2

2

Изготовление
изделия и
демонстрация

2

2

Практическая
работа

4

4

Выставка

2

2

Сюжетноролевая игра

Экскурсия. Памятники и
памятные места.
Путешествие по знакомым
местам. Парк Славы.
4.8 Улицы с.Хоринск. Прошлое
и настоящее. Виртуальная
экскурсия по улицам села.
4.9 Районная библиотека.
Детская библиотека.
4.10 Памятные места нашего села

4

3.8

4.7

4.11

Традиции и праздники в
прошлом и сегодня.
Всероссийская выставка

30

13

2

2

Викторина

2

2

Беседа

4

17

4

Беседа

2

1

1

2

1

1

Творческая
работа
Беседа

2

1

1

Беседа

4

Беседа,
творческая
работа

2

1

1

Тестирование

2

1

1

Беседа

2

1

1

Беседа

2

1

1

Беседа

«День садовода». Масленица.
Сагаалган. День победы.
4.12 Повторение и обобщение
знаний по разделу.
Викторина на знание истории
города «Мой Хоринск»
4.13 Утраченные святыни и
действующие Храм, Дацан
5
ГЕОГРАФИЯ,
ЖИВОТНЫЙ И
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
НАШЕГО КРАЯ
5.1 Знакомство с природой
родного края. География
нашего края.
5.2 Растительный мир края.
Съедобные дикорастущие
растения.
5.3 Лекарственные растения
нашей местности. Ядовитые
растения нашей местности
5.4 Животный мир родного края.
Животные суши.
5.5
5.6

5.7

5.8

6.1

2

1

1

Промежуточный
контроль,
викторина

2

1

1

Беседа

16

5

11

2

1

1

Беседа

2

1

1

викторина

2

1

1

викторина

2

1

1

Беседа.
Творческая
работа.

Мир
природы
полон
украшений.
Изготовление
сувениров,
игрушек и украшений с
использованием природного
материала.
Изготовление
панно
с
использованием природного
материала(семян, соломки,
веточек и др.)
Изготовление сувениров с
использованием природного
материала(шишек, веточек,
желудей и др.)
6. Основы туристской
подготовки

2

1

1

60

19

41

Подготовка к
походу. Определение цели и
района похода

2

1

1

2

2

Творческая
работа

2

2

Творческая
работа

2

2

Творческая
работа

Практическая
работа

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

6.6

Распределение обязанностей
в группе
Составление плана
подготовки похода
Изучение района похода.
Разработка маршрута.
Снаряжение
туриста. Личное
снаряжение
Групповое снаряжение

2

1

1

6.7

Укладка рюкзака

2

1

1

6.8

Установка палатки

2

1

1

6.9

Туристский быт .Выбор
места для привала и ночлега.
Уход за одеждой и обувью в
походе
Правила разведения костров
Питание в походе
Приготовление пищи на
костре.
Первая медицинская
помощь. Понятие о гигиене
туриста. Обеззараживание
воды
Походная аптечка

2

1

1

2

1

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
беседа

2

1

1

беседа

4

2

2

Практическая
работа

2

1

1

2

1

1

Практическая
работа
Практическая
работа

2

1

1

Практическая
работа

2

1

1

беседа

4

2

2

беседа

2

Практическая
работа

6.2
6.3
6.4
6.5

6.10
6.11

6.12

6.13

6.14 Походный травматизм.
Первая медицинская помощь
Транспортировка
пострадавшего
6.15 Виды травм и способы
оказания первой помощи при
травмах
6.16 Оказание первой помощи при
отравлениях, тепловых и
солнечных ударах
6.17 Оказание первой помощи при
укусах животных и
насекомых
6.18 Выбор маршрута для похода.
Подготовка туристского

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

снаряжения к походу.
6.19 Подготовка к походу.
Учебно-тренировочное
занятие по устройству
бивуака
6.20 Поход.

2

2

Практическая
работа

8

8

6.21 Подведение итогов похода.
2
Оформление отчета о походе.
6.22 Контроль знаний за первый
2
год
6.23 Экскурсия в парк культуры и 4
отдыха

2

Творческая
работа
Отчет о походе.

6.24 Итоговое занятие.
Обобщение полученных
знаний. Игра – викторина
«Путешествие по родным
тропинкам»
ИТОГО:

2

2
4

2

216

69

Тестовый
контроль
Беседа,
индивидуальные
задания
Викторина

147

Содержание учебного плана
Базовый уровень
Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике
безопасности.
Теория. Знакомство с детьми. Проведение инструктажа по технике
безопасности.
Техника безопасности в помещении, на воде, правила уличного движения,
при погодных условиях. Пожаробезопасность. Электробезопасность.
Правила поведения в классе, во время экскурсий. Правила личной гигиены.
Понятие терминов по краеведению и туризму. Значение туризма и
краеведения в жизни общества.
Практика. Анкетирование. Тестирование. Игра «Давай познакомимся»
Раздел № 1 «ЖИЗНЬ МОИХ ПРЕДКОВ»
1.1 Краткая история возникновения Хоринского района, села Хоринск.
Теория: Определение значения понятия «Краеведение», его роли в жизни
человека. Историческая справка о основании с.Хоринск.
Практика: Написание маленького рассказа или сказки об основании села
Хоринск. Конкурс рисунков на тему: «Мой Хоринск»
1.2. Мои соседи (республики, области, граничащие с Бурятией, с
Хоринским районом, селом).
Теория. Географическое положение, характеристика местности. Знакомство –
работа с энциклопедиями, с картой Республики.

1.3. «А кто же вы, соседи?...» - знакомство с жителями моей деревни
Теория. Знакомство с жителями села.
Практика. Встречи, беседы с односельчанами.
1.4 Легенды и предания родной земли
Теория. Рассказы преподавателя, эвристическая беседа.
1.5. Жилище человека.
Теория. Изучение жилища человека на разных этапах истории. Различие
жилых помещений в разных регионах России. Материалы для строительства.
Рассмотрение преимуществ и недостатков жилищ настоящего времени.
Сравнение жилищ разных эпох.
Практика. Изготовление макета-жилища из пластилина: домашняя утварь и
др., рисование.
1.6. Традиции народа.
Теория. Изучение традиций русского народа. Календарно-обрядовая
деятельность народа. Рассмотрение народного календаря. Связь календаря с
сельскохозяйственными работами.
Практика.
1.7. Мир русской избы, юрты.
Теория. Мир русской избы, юрты. Рассмотрение преимуществ и недостатков
жилищ настоящего времени. Крестьянская семья. Вековые устои семейной
жизни русского
Практика. Создание макета русской избы, юрты.
1.8 Традиционная пища. Традиционные блюда.
Теория. Традиционная пища. Русские, бурятские традиционные блюда.
Каша с тыквой, репа, блины, буузы, урмэ, квас и др.
Практика. Просмотр видеофильма о традиционной пище.
Теория. Рассмотрение преимуществ и недостатков жилищ настоящего
времени.
1.9. Одежда моих предков предков. Знакомство с историей костюма.
Женский и мужской костюм.
Теория Знакомство с женским народным костюмом. Знакомство с мужским
народным костюмом. Знакомство с детской одеждой.
Практика: Зарисовки эскизов женского народного костюма. Зарисовки
эскизов мужского народного костюма. Зарисовки эскизов детской одежды.
1.10. и 1.11. Русские традиции чаепития.
Теория. Русские традиции чаепития. История развития самоварного
промысла в России.
Практика. Просмотр видеофильма о русских чайных традициях.
Изготовление поделки «Самовар»
1.12. Экскурсия в районный историко-краеведческий музей: посещение
экспозиции «Мир русской избы», «Юрта».
1.13. и 1.14 Обобщение темы. Изготовление аппликации «Русская изба»
Чтение русских народных пословиц о труде. Разучивание русских народных
игр.
Раздел №2 «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

2.1. «История моего рода».
Теория. Лестница ценностей. Здоровый образ жизни. Значение имени для
человека. Изучение пословиц, поговорок о доме, семье. Генеалогическое
древо в истории человечества.
Практика. Проговаривание пословиц о доме и семье. Составление устного
рассказа «Как мы проводим выходные». Разработка герба моей семьи.
Составление полезных советов «Секреты семейного счастья». Рисование
семейного отдыха, увлечений и др.
2.2. Моя мама.
Теория. Роль мамы в семейно-родовом укладе.
Профессия мамы. Мамины руки не знают скуки. Мамы всякие нужны, мамы
всякие важны.
Я маме дорогой дам подарок трудовой.
(в форме беседы выясняется, что дети знают о своих мамах:
автобиографические сведения, профессии, интересы.)
Практика. Рассказы учащихся об увлечениях мамы.
Чтение стихотворений о маме, рассказов.
Заполнение новой страницы альбома.
Беседа о том, как ребята помогают маме в домашних делах.
Изготовление поделок, необходимых в домашнем хозяйстве: прихваток,
подставок.
2.3. Мой папа.
Теория. Что я знаю о своем папе. Выясняется, что дети знают о своих папах
(автобиографические сведения, их профессии, интересы.) Знакомство с
историей появления отчества у человека.
Мой папа-мастер на все руки
Практика. Оформляется следующая страница альбома. Рассказы об
интересах и увлечениях пап. Стихи о папе.
Практика. Конкурс рисунков и поделок на тему «Моя семья и город
Мичуринск»
2.4. Мои дедушка и бабушка.
Теория .Как росли мои бабушка и дедушка. В форме беседы выясняется, что
дети знают о своих бабушках и дедушках. Профессии моих бабушек и
дедушек. Как работали или работают мои бабушка и дедушка. Как они
росли? Где? Что умеют делать, чем увлекаются.
Бабушки и внуки. Бабушкины секреты. Как растили дедушка и бабушка
моих папу и маму.
Дается задание на дом: поговорить со своими бабушками и дедушками.
Заполняются страницы альбома. (1ч.)
Практика. Чтение стихотворений о бабушке. Бабушки рассказывают
интересные истории о своем прошлом.
Конкурс рисунков о профессиях бабушек и дедушек.
Рассказы детей о том, как воспитывали дедушка и бабушка родителей
учащихся. Я – их помощник.
Заполнение новой страницы альбома.

Выставка работ, выполненных руками бабушек.
2.5. Дорожите именем своим. Моѐ имя.
Теория. Что такое имя? Тайна наших имен. Почему меня так назвали.
История моего имени. Знакомство с историей возникновения имен и
фамилий, их многообразием. Значение имен.
Имена у различных народов. Влияние различных культур на проникновение
имѐн. Откуда к нам пришли наши имена. Православные имена, взятые из
церковного календаря. Именины. У кого будет мое отчество.
Знакомство с историей появления отчества у человека.
Практика. Рассказы детей о себе, о том, почему им дали именно это имя.
Игры с использованием имен.
Практическая работа. «Ромашка» имен (дети рисуют ромашку и на каждом
лепестке пишут варианты своего имени.
2.6. Моя фамилия.
Теория. Что такое фамилия? Что означает моя фамилия. Я - семья –
фамилия. История возникновения фамилии. Фамилия как указание родства.
Происхождение фамилий у различных сословий русского общества. Редкие
фамилии. Род занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные
фамилии. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи.
Историческое прошлое семьи.
Практика: Практическая работа со «Словарѐм фамилий».
Запись рассказа о своем папе в альбом.
Что такое честь фамилии?
Диспут о чести, самоуважении.
Я - будущая надежда семьи.
Беседа о значимой роли ребенка в семье.
Практика. Создание макета национальной одежды и обуви
2.7. Жизнь и быт семей в прошлом.
Теория. Быт семей в прошлом. Семейный уклад. Повседневная и праздничная
пища. Посуда и кухонная утварь. Семейные традиции. Изготовление одежды
и обуви. Рукоделие.
Практика.
2.8. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи
Теория. История появления семьи, династия.
Практика. Составление устного рассказа «Моя семья».
2.9. Семейные ценности.
Теория: Семья в моей жизни. Жизнь дана на добрые дела. Место работы,
учебы членов семьи. Я и мое здоровье. Семейные правила сохранения и
укрепления здоровья. Домашние питомцы.
Практика. Знакомство с литературными произведениями о семье. Увлечения
(хобби) мое, моих родных. Как мы проводим выходные дни. Создание
коллективной презентации «Семейная теплота».
Петр и Феврония, как пример семьи и семейных ценностей Биография Петра
и Февронии. Исцеление Петра. Просмотр мультфильма «Петр и Феврония»
2.10. «Лучший друг». «Класс и я»

Теория. Понятие классного коллектива. Мой класс. Классный руководитель.
Обязанности по классу. Понятие дружба. Виды дружбы. Афоризмы.
Пословицы и поговорки о дружбе. Дружба на примере мультипликационных
и сказочных героев. Мой лучший друг, наши общие интересы.
Практика .Составление и написание письма лучшему другу. Выполнение
поделки «Памятный подарок». Сочинение рассказа «Дружба навеки».
Выполнение устного рассказа «Яркие моменты в нашей дружбе».
Проведение игры на тему: «Дружба это…»
2.11. Кем я хочу стать, когда вырасту…
Теория. Все профессии нужны, все профессии важны! Показ необходимости
выбора профессии для достижения поставленных целей в жизни. Примеры из
жизни родителей, родственников детей. Стихи и песни о разных профессиях.
Практика. Просмотр мультфильма «Кем я хочу стать». Конкурс рисунков
на тему: «Моя будущая профессия». Игра- викторина «Кем я хочу стать».
2.12. Традиции и праздники в семье
Теория. Что такое семейные традиции.(обычаи, привычки, навыки).Виды
семейных традиций: совместный завтрак, ужин, чаепитии; семейные
праздники, подарки близким, совместное проведение досуга, забота о
бабушках и дедушках, семейные путешествия, совместное обсуждение
планов, сказка на ночь, альбом семейных фотографий, вместе наряжать ѐлку,
готовиться к празднику, домашняя уборка, совместные игры и многое
другое… Роль семейных традиций в воспитании детей, Воплощение идей и
планов, сплочение семьи и укрепление отношений в семье. Передача
семейных традиций по поколению, обновление традиций, опыт семьи.
Практика. Составление советов «Полезные привычки в семье». Проведение
конкурса рисунков на тему «Моя семья и наши традиции». Составление
рассказа по теме.
2.13. Праздники в семье. Встреча гостей. Поход в гости.
Теория. Правила приглашения в гости (место, число, время). Уборка
квартиры. Внешний вид хозяев дома. Меню званого обеда. Правила
сервировки стола. Развлекательная программа. Поведение хозяина дома при
приеме незваных гостей. Деликатные ситуации. Правила поведения в гостях
(знакомство с правилами этикета в гостях).
Гостинцы и подарки для хозяина. Деликатные ситуации в гостях (опоздание,
некорректное поведение гостя).
Практика. Составление текста письменного приглашения, инсценировка
устного приглашения. Тест на знание темы. Составление меню и
развлекательной программы для гостей. Тест «Хороший ли ты гость?»
2.14. Подарки для близких и друзей. Выбор подарка к празднику.
Подарок своими руками.
Теория. Подарок- символ уважения, симпатии и внимания. Этикет вручения и
получения подарков. Как выбрать подарок? Что принято дарить близким,
друзьям, а что дарить не стоит. Подарки к определенному празднику: День
рождения, Новый год, Рождество, Крещенье, Масленица, Благовещенье,
Пасха. Праздники и традиции. Подарок своими руками.

Практика. Просмотр видео- подборок о подарках.
2.15. Изготовление подарка для близкого человека.
Практика. Изготовление подарка для близкого человека.
2.16. Конкурс рисунков: «Моя семья».
Практика. Конкурс рисунков «Моя семья»
2.17. Моя родословная.
Теория. Родословие моей семьи, родословное древо. Практическое значение
родословных в прошлом. Рассматриваются определения понятий «род»,
«родство», «родоначальник» и других. Примеры и типы родословий. Как
образовалась моя семья. «Ономастика». «Лента времени» моей жизни.
Степени родства в семье. Профессии предков. Запись сведений, собранных
обо всех родственниках в одну сводную таблицу. Понятия «поколение»,
«потомки», «предки». Кто кому как приходится. Семейный альбом.
Подготовка рассказов о своей семье. Крѐстные родители. Как составить
родословную.
Практика. Составление родословного древа с небольшим количеством
родственников (3-х, 4-х поколений). Зачем человеку семья? Опрос
родственников и знакомых. Программа «Семейная Летопись» многофункциональная программа для создания семейного архива и
построения генеалогического древа. Рисунок Генеалогического древа.
«Лента времени». Составление ленты времени.
Подводится итог работы над альбомом: «Моя родословная». Изображение
своего дома. Устный рассказ. Лепка интерьера. Составление рассказа о
домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.
Изображение на рисунке членов семьи.
Отчет и обобщение итогов работы над составлением родословной.
Работа над проектом «Семейный очаг».
Защита проекта. Приглашаются семьи учащихся.
2.18. Обобщение.
Практика. Оформление фотовыставки «Моя семья», «Моя родословная».
Раздел №3. КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА
3.1. История тряпичной куклы и еѐ назначение.
Теория. Изучить историю тряпичной куклы и ее назначение.
3.2. Обереговые куклы.
Кукла Кувадка.
Теория. История появления и правила изготовления обереговых кукол. Кукла
Кувадка.
Практика. Изготовление куклы Кувадки.
3.3. Куклы-пеленашки.
Теория: История и правила изготовления кукл-пеленашек.
Практика: Изготовление куклы-пеленашки
3.4 Кукла «На здоровье»
Теория. История и правила изготовления кукл «На здоровье»
Практика. Изготовление куклы «На здоровье»
3.5. Кукла Колокольчик

Теория. История и правила изготовления куклы «Колокольчик»
Практика. Изготовление куклы «Колокольчик»
3.6. Изготовление кукол-мартиничков
Теория История и правила изготовления куклы-мартинички
Практика. Изготовление кукол-мартиничков
3.7. Игрушка-птица
Теория: История и правила изготовление «Игрушки –птицы»
Практика: Изготовление игрушки – птицы
3.8. Игровые куклы
Кукла малышок-голышок.
Теория: История и правила изготовление куклы малышок-голышок.
Практика
Практика: Изготовление куклы малышок – голышок
3.9. Зайчик на пальчик.
Теория: История и правила изготовление игрушки «Зайчик на пальчик»
Практика
Практика: Изготовление зайчика на пальчик
3.10. Оформление готовых работ. Подготовка к выставке.
Теория.
Практика: Оформление готовой работы.
3.11. Оформление выставки.
Теория.
Практика: оформление выставки. Постановка сказки «Жила-была
куколка…»
Раздел № 4 «РАЙОН И ЕГО ЖИТЕЛИ»
4.1. Легенды и предания родной земли.
Теория. Рассказы преподавателя, эвристическая беседа.
4.2. Памятники истории вокруг нас.
Практика.
Экскурсия.
4.3. Путешествие в историю. Музей- машина времени.
Теория.
Практика. Экскурсия в историко-краеведческий музей.
4.4. Легенды, предания и современность нашего села.
Теория: Сбор фольклорных текстов у старожилов села.
Практика: создание презентации «Мое село-в названиях улиц».
4.5. Скульптурные памятники нашего района.
Теория. Рассматривание альбома с беседой.
Практика. Творческая работа: «Я памятник воздвиг нерукотворный»
4.6. Хоринск в лицах.
Теория. Почѐтные жители села: Д.Е.Болдонова, Б.Д.Цыдыпов и др.
Практика.
4.7. Памятники и памятные места области. Путешествие по знакомым
местам. Парк Славы.
Теория. Беседа

Практика. Экскурсия
4.8. Улицы села Хоринск. Прошлое и настоящее.
Теория. Беседа
Практика. Виртуальная экскурсия
4.9. Районная библиотека. Детская библиотека.
Теория. Беседа.
Практика.
4.10. Памятные места нашего села.
Теория. Беседа.
Практика.
4.11. Традиции и праздники в прошлом и сегодня.
Масленица. Сагаалган. День победы. Благоустройство села: парки и скверы
и т.д.
4.12. Повторение и обобщение знаний по разделу.
Практика. Викторина на знание истории города «Мой Хоринск».
Тестирование на знание раздела «История родного края».
4.13. Утраченные святыни и действующие Храм, Дацан.
Теория. Беседа.
Практика.
Раздел № 5. ГЕОГРАФИЯ, ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
НАШЕГО КРАЯ
5.1 Знакомство с природой родного края. География нашего края.
Теория. География края. Знакомство с растительным и животным миром
родного края, его многообразием. Причины исчезновения разных видов
растений и животных, формировать умения правильно вести себя в природе,
умения выявлять признаки растительного и животного мира. Необходимость
соблюдения элементарных правил поведения на природе: не рвать растения,
не топтать, не разводить костры, не мусорить, не разорять гнѐзда и норы и
т.д. Забота о будущем нашей области, стремление беречь и защищать
природу, потому что человек и природа это одно целое. И одно без другого
не может существовать!
Практика. Оказание посильной помощи в уборке парка на нашей территории
от мусора. Зарисовка плакатов о защите растений и животных.
5.2. Растительный мир края. Съедобные дикорастущие растения.
Теория. Богатство и разнообразие растительности наших лесов, полей и
лугов. Деревья, кустарники и травы.
Практика. Аппликация «Растение леса», Игра-викторина: «Как ты знаешь
растения»
5.3 Лекарственные и ядовитые растения нашей местности
Теория. Полезные и ядовитые для человека и животных растения. Области
применение лекарственных растений. Знакомство с ядовитыми растениями
края.
Практика. Рисование
лекарственных
растений
(Ромашка,
клевер,
подорожник и др.). Викторина «Знаешь ли ты лекарственные растения»

5.4. Животный мир родного края. Животные суши. Экскурсия в
краеведческий музей.
Теория. Разнообразие животного мира области. Лесные и степные виды.
Виды млекопитающих, птиц, рыб, пресмыкающихся и земноводных.
Практика. Просмотр видеоматериала
5.5 Природа Хоринского района. Мир природы полон украшений.
Теория. Применение различного природного материала для изготовления
сувениров и подарков. Различные техники исполнения. Обработка
природного материала.
Практика. Знакомство с технологией изготовления сувениров из шишек.
Технологическая карта. Начальный этап работы по изготовлению сувенира
из еловой шишки «Совушка».
5.6 Изготовление сувениров, игрушек и украшений с использованием
природного материала.
Теория.
Практика. Завершение работы по изготовлению сувенира из еловой шишки
«Совушка».
5.7 Изготовление панно с использованием природного материала (семян,
соломки, веточек и др.)
Теория. Знакомство с технологией изготовления различных панно из семян,
соломки, веточек и др. Выбор образца. Технологическая карта. Начальный
этап работы по изготовлению сувенира- панно из природного материала.
Практика. Завершение работы по изготовлению сувенира-панно из семян,
соломки, веточек и др.
5.8. Изготовление сувениров с использованием природного материала
(шишек, веточек, желудей и др.)
Практика. Изготовления сувениров из шишек и желудей. Технологическая
карта. Начальный этап работы по изготовлению сувенира- композиции из
еловых шишек и желудей «Олени в лесу».
Раздел № 6. ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ
6.1.Подготовка к походу, путешествию. Определение цели и района
похода. Охрана природы в походе
Теория. Определение цели похода и района путешествия. Распределение
обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение
района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в
местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у
людей, прошедших планируемый маршрут. Разработка маршрута,
составление плана-графика движения. Подготовка личного и группового
снаряжения. Закупка продуктов питания. Охрана природы в походе.
Практика: разработка маршрута похода с учетом собранной информации,
ремонт туристского снаряжения,
Практика. Работа с картой и книгами, интернет- ресурсами. Изучение
рельефа, флоры, фауны, водоѐма района путешествия.

6.2. Распределение обязанностей в группе
Теория. Должности постоянные и временные. Командир группы. Требования
к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с
членами группы. Авторитет). Обязанности командира группы: руководство
действиями членов группы, контроль выполнения заданий. Поддержание
микроклимата в группе. Другие постоянные должности в группе:
заведующий питанием, заведующий снаряжением, проводник, краевед,
санитар, реммастер, фотограф, ответственный за отчет о походе, культорг,
физорг и т.д.
Временные должности: дежурные, их обязанности.
Практика. Распределение обязанностей в группе.
6.3. Составление плана подготовки похода.
Теория.
Практика. Составление плана подготовки похода.
6.4. Разработка маршрута
Теория.
Практика. Изучение района похода. Работа с картой.
6.5. и 6.6. Снаряжение туриста. Личное и групповое снаряжение
Теория. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень снаряжения
для 1 -3 дневного похода. Требования к нему. Одежда и обувь для летних и
зимних походов. Как готовить личное снаряжение к походу. Состав и
назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор.
Практика. Игра «Собери туриста в поход».
6.7. Укладка рюкзака
Теория. Типы рюкзаков. Правила укладки рюкзака. Допустимые нормы
нагрузки в походе. Предохранение содержимого рюкзака от влаги. Уход за
одеждой и обувью в походе
Практика. Сбор и упаковка индивидуального снаряжения туриста и укладка
рюкзака
6.8.
Палатка. Установка и сборка палаток разных типов.
Теория. Общие требования к установке палаток. Размещение
вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения
насекомых. Правила поведения в палатке.
Практика. Установка и сборка палаток разных конструкций. Установка
палатки
6.9. Организация туристского быта. Организация бивака.
Теория. Выбор места для привалов и ночлега. Безопасность бивака.
Основные требования к биваку. Организация работы по развертыванию и
свертыванию лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для
забора воды, умывания, туалетов, мусорной ямы и т.д.), заготовка дров.
Практика. Создание макета туристского бивака, рисование на тему:
«Туристский бивак»
6.10. Уход за одеждой и обувью в походе.
Теория. Какие правила нужно соблюдать при уходе за обувью. Как правильно
ухаживать за одеждой. Какие вещи выбирать для похода.

Практика. Тренировка.
6.11. Правила разведения костров. Типы костров. Костровое
оборудование.
Теория. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой
при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих
предметов. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Костровое
оборудование.
Практика. Типы костров. Тренировка складывания разных типов костров.
6.12.
Первая
медицинская
помощь. Понятие
о
гигиене
туриста. профилактика
заболеваний
в
походных
условиях. Обеззараживание воды.
Теория. Личная гигиена туриста. Понятие о гигиене. Гигиенические основы
режима труда, отдыха, занятий физической культурой и спортом. Личная
гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиенические значения
водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, купание.)
Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок,
походов и путешествий. Роль закаливания в занятиях туризмом. Закаливание
воздухом, солнцем, водой. Вредное влияние курения и употребления
спиртных напитков на здоровье туриста.
6.13. Походная медицинская аптечка.
Теория. Состав медицинской аптечки. Хранение и транспортировка
медицинской аптечки. Назначение и дозировка медицинских препаратов.
Состав походной аптечки для похода выходного дня и многодневного
похода. Перечень, назначение, показания и противопоказания применения
лекарственных средств. Личная аптечка туриста; индивидуальные лекарства,
необходимые в зависимости от хронических заболеваний.
Практика. Составление медицинской аптечки.
6.14. Походный травматизм. Транспортировка пострадавшего
Теория. Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от
характера и места повреждения, его состояния, количества оказывающих
помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке,
вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах со штормовками,
носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной
локализации.
Практика. Тренировка по изготовлению носилок. Переноска вдвоем.
6.15. Первая доврачебная медицинская помощь. Виды травм и способы
оказания первой помощи при травмах.
Теория. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм.
Вывихи и переломы. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и
травматизма. Искусственное дыхание.
Практика: оказание первой помощи при различных поражениях и
травмах; наложение жгута, обработка ран.

6.16. Первая доврачебная медицинская помощь. Оказание первой
помощи при отравлениях, тепловых и солнечных ударах.
Теория. Помощь при различных травмах: тепловой и солнечный удар, ожоги.
Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током.
Практика. Просмотр видеоматериала по теме.
6.17. Оказание первой помощи при укусах животных и насекомых
Теория. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравление.
Наложение жгута. Обработка ран, промывание желудка.
Практика. Просмотр видеоматериала по теме.
6.18. и 6.19. Выбор маршрута для похода. Подготовка к походу.
Практика. Подбор группы и распределение обязанностей. Пути подъезда к
началу маршрута и отъезда при его завершении. Выяснение
возможности пополнения продуктов в пути. Оформление походной
документации. Утверждение маршрута однодневного похода. Подготовка
снаряжения, сметы расходов на подготовку и проведение похода.
Инструктаж по технике безопасности в походе.
Практика: Ремонт снаряжения. Закупка продуктов, составление раскладки
продуктов и меню однодневного похода, составление графика похода.
6.20. Поход.
Практика. Отработка
навыков
движения
группы
по
маршруту,
ориентирования на местности, устройства бивака, приготовления пищи.
Выполнение краеведческих заданий по сбору материала о районе
путешествия, поиску предметов старинного русского быта, исследованию
флоры и фауны, рельефа района путешествия. Организация дежурств по
лагерю.
6.21. и 6.22. Подведение итогов похода. Оформление отчета о походе
Практика. Отчеты ответственных за свое направление работы. Обработка
собранных материалов. Разбор действий участников в походе и группы в
целом. Подготовка маршрутной ленты, фотографий, описания по маршруту.
Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам
работы. Обработка собранных материалов. Подготовка фотографий, пособий.
Ремонт, просушка и сдача инвентаря. Подведение итогов похода.
Практика. Составление отчета о походе. Подготовка газеты по итогам
похода. Выполнение творческих работ участниками похода.
6.23. Контроль знаний за первый год
Практика. Тестовый контроль. Туристско-краеведческая игра «В поисках
сокровищ»
6.24. Экскурсия в парк культуры и отдыха
Практика. Проведение экскурсии в парк культуры и отдыха
Обобщение полученных знаний.
Практика. Игра – викторина «Путешествие по родным тропинкам»
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного
года

36
108
с 01.06.24 г по 31.08.24 г
с 01.09.23 г по 31.05.24 г

Сроки промежуточной аттестации

(по УП) Входная – октябрь 2023г
Промежуточная –декабрь 2023г
Итоговая -май 2024г

Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

31.05.24 г. (по УП)

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Характеристика (заполнить)
- Занятия проводятся в учебном помещении
МАОУ «ХСОШ №1 им. Д.Ж.Жанаева»,
кабинет 11.
Материально-техническое
- Для реализации программы необходимы
обеспечение
компьютер, принтер, использование фондов
библиотеки и музея, использование фондов
районного архива, наглядные пособия, учебная
литература.
- видео
- фото
Информационное
- архивные фонды
обеспечение
- фонды музеев
- интернет источники
В программе заняты: 1 педагог, не имеет
Кадровое обеспечение
квалификационной категории
2.3. Формы аттестации
Аспекты

Формами аттестации являются:





Зачет
Творческая работа
Выставка
Слѐт

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального
опыта учащихся

Методики

Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности
здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровни трех видов: низкий, средний,
Уровень теоретической
высокий по результатам практических и
подготовки учащихся
теоретических знаний
Уровень удовлетворенности
Изучение удовлетворенности родителей
родителей предоставляемыми
работой образовательного учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
индивидуальные задания;
Оценочные материалы (указать
задания для групповой работы;
конкретно по предметам в
проекты;
соответствии с формами
тесты.
аттестации)

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Акция
















Беседа
Встреча с интересными людьми
Выставка
Диспут
Защита проекта
Игра
Презентация
Мини-конференция
Мастер-класс
Олимпиада
Семинар
Турнир
Тренинг
Экспедиция

Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология модульного обучения
 Технология дифференцированного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:





Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий

Список литературы
для педагога:
1. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. №1,2.Москва, 2016.–С.56–58.
2. Детско-юношеский туризм и краеведение России. Научно-методический
журнал №1,2. – Москва, 2015. – 60с.
3. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Русское
слово, 2008. – 124 с.
4. Крутецкая, В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи /
В.А.Крутецкая. – М.: Литера, 2015. – 64с.
5. Морозов,М.А.Здоровый человек и его окружение. Здоровьесберегающие
технологии: учеб.пособие / М.А.Морозов. – М.: Лань, 2016. – 272с
для учащихся и их родителей:
1. Баранова М.Ю., Колосова С. А. Музейная азбука от «А» до «Я». Москва, 2016. .– 275 с.
3. Озеров А. Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе –
Москва, ФЦДЮТиК, 2015. .– 145 с.
4. Персин А.И. Словарь юного краеведа. – Москва. –ФЦДЮТиК МО
РФ, 2018..– 423 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».