Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный пожарный» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
•
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N
41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
•
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
•
Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам‖
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МБУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» утв.
Постановлением Администрации муниципального образования «Хоринский район»
от 26.02.2021г. № 91
https://hakturizm.profiedu.ru/sveden/document
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/polozhenie_o_razrabotke_i_strukture_dopolnite
lnoy_obshcherazvivayushchey_programmy.pdf
Актуальность:
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения во время чрезвычайной пожарной ситуации, гражданской ответственности и
правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к
ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе страны.
Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения во время
пожара, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и
навыки пропагандисткой работы.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Основы безопасности жизнедеятельности
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена
примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но
измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня
подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности,
нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность программы: Программа «Юный пожарный» по содержанию имеет
социальную направленность, по функциональному назначению: учебно-познавательную,
по форме организации - кружковую.
Адресат программы: Дети подросткового возраста, к которым обращена настоящая
программа, характеризуются такими психологическими особенностями, как:
1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации — это стремление к
взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание
своей принадлежности к детям (В.В. Ковалев). Настоящая программа предусматривает
самостоятельную проектную деятельность детей на основе полученных на кружке
навыков.
2. Реакция группирования со сверстниками - вхождение в группу сверстников на правах
равенства, сотрудничества – важнейшая проблема этого возраста (А.Е.Личко). Развитие
творческого
потенциала
обучающихся,
пространственного
воображения
и
изобретательности, развитие логического и инженерного мышления несомненно будут
способствовать интеграции их в социуме.
3. Развитие самосознания - самооценка возникает и формируется только в процессе
общения подростка с другими людьми, если оценка адекватная, то формируется и
адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то
формируется неадекватная самооценка (М.В.Гамезо). В ходе кружковых занятий по
настоящей программе обучающимся невольно придется оценивать результаты
собственной творческой деятельности в сравнении с работой других участников
групповых проектов, это творческое взаимодействие призвано оказать влияние на
формирование у подростков адекватной самооценки.
Срок и объем освоения программы:
__2___года, _432____педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - __1__ лет, __216__педагогических часов;
«Базовый уровень» - __1__ лет, __216__педагогических часов;
Форма обучения: очная, дистанционная (по необходимости).
Особенности организации образовательной деятельности: группа разновозрастная.
Режим занятий:
Предмет
Основы безопасности
жизнедеятельности
Стартовый уровень
Базовый уровень
_6__часов в неделю;
_216__часов в год.
_6__часов в неделю;
_216__часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил
пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного
поведения среди учащихся и населения села.
Задачи:
1. Обучение правилам пожарной безопасности.
2. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в
случае возникновения пожара.
3. Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих.
4. Улучшение правовой и экологической подготовки.
5. Овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Образовательные (обучающие) :
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях при
возникновении пожаров;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической
культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки пожарно-прикладного спорта;
приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения.
Развивающие:
– физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины,
самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, развитие
детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с
работниками пожарной охраны.
- достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса
учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности,
стремлению к самоутверждению.
Воспитательные:
– воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к
преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Ожидаемые результаты:
Знать
Стартовый уровень
Основные направления и формы
работы ДЮП. Основные причины
пожаров. Правила поведения при
пожаре, правила сообщения о пожаре
и вызова пожарных. Средства
пожаротушения. Знаки пожарной
безопасности. Виды пожарной
техники. Поражающие факторы, виды
Базовый уровень
Основные направления и формы
работы ДЮП. Основные причины
пожаров. Правила поведения при
пожаре, правила сообщения о пожаре
и вызова пожарных. Средства
пожаротушения. Знаки пожарной
безопасности. Виды пожарной
техники. Поражающие факторы, виды
Стартовый уровень
травм. Особенности работы
пожарных. Способы оказания первой
помощи.
Эвакуироваться из здания школы,
дома, дачи, общественных мест.
Пользоваться средствами
пожаротушения. Оказывать первую
помощь при травмах, ожогах,
полученных при пожаре. Вести диалог
и разъяснительную работу среди
школьников и населения. Проявлять
творчество и инициативу.
Базовый уровень
травм. Особенности работы
пожарных. Способы оказания первой
помощи.
Эвакуироваться из здания школы,
дома, дачи, общественных мест.
Пользоваться средствами
пожаротушения. Оказывать первую
Уметь
помощь при травмах, ожогах,
полученных при пожаре. Вести диалог
и разъяснительную работу среди
школьников и населения. Проявлять
творчество и инициативу.
базовые знания правил поведения при
пожаре; практические навыки
знание правил противопожарной
пожаротушения в повседневной
безопасности в общеобразовательном
жизни; ведение диалога и
Владеть учреждении; основные направления,
разъяснительной работы по правилам
формы и методы работы ДЮП;
безопасного поведения; осознание
причины пожаров;
себя гражданином и патриотом
России.
1.3. Содержание программы
«Юный пожарный»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Всего Теоретичес Практичес
Формы
часов
кие
кие
аттестации/контроля
занятия
занятия
Тема 1. Тайны огня. Огонь друг – огонь враг. (18 ч)
Инструктаж по ТБ, ПБ
2
2
Беседа
Огонь – одно из самых
16
6
10
Беседа, текущий
больших чудес света.
устный опрос,
Пожар –
объяснение и показ.
неконтролируемый
процесс горения.
Тема 2. С огнем не шути.(16 ч)
Костер – как источник
16
6
10
Беседа, текущий
пожара. Основные
устный опрос,
причины пожара.
объяснение и показ.
Тема 3. Единая служба спасения 01.(18 ч)
Бедствия от огненных
18
10
8
Беседа, текущий
стихий. История
устный опрос,
создания
объяснение и показ.
противопожарной
службы.
Тема 4. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное
оборудование.(18 ч)
Виды, назначения,
18
10
8
Беседа, текущий
правила содержания и
устный опрос,
порядок применения
объяснение и показ.
первичных средств
тушения пожара.
Тема 5. Чтобы елка принесла только радость.(14 ч)
Правила установки елки,
14
4
10
Беседа, текущий
использование
устный опрос,
электрогирлянд
объяснение и показ.
Тема 6. Творчество на противопожарную тематику. (26 ч)
Способ и форма
26
18
8
Беседа, текущий
изготовления творческой
устный опрос,
работы
объяснение и показ.
Тема 7. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.(16 ч)
Причины загорания
16
8
8
Беседа, текущий
одежды, действия
устный опрос,
человека. Первая
объяснение и показ.
медицинская помощь.
Тема 8. Дым над лесом.
Экологические
16
6
10
Беседа, текущий
последствия,
устный опрос,
пожароопасность леса
объяснение и показ.
Тема 9. Главное самообладание. Практические занятия по эвакуации.(22 ч)
Знакомство со знаками
22
14
8
Беседа, текущий
№
Тема занятия
пожарной безопасности.
План эвакуации в случае
возникновения пожара.
Тема 10. Пожарно-строевая подготовка.( 26 ч)
Индивидуальное и
26
20
групповое обучение
Тема 11. Пожарно-спасательный спорт.(26 ч)
Физическая подготовка
26
учащихся
всего
216
устный опрос,
объяснение и показ.
6
Беседа, текущий
устный опрос,
объяснение и показ.
18
8
Беседа, текущий
устный опрос,
объяснение и показ.
120
96
Содержание программы
Стартовый уровень (1 год обучения)
Раздел 1. Тайны огня. Огонь друг – огонь враг.
Тема 1: Огонь – одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который
похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней.
Применение огня и пара в промышленности.
Тема 2: Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся
уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей.
Опустошительная сила атомного огня. Основные причины пожаров. Конкретные примеры
пожаров в области, районе, городе. Человек сильнее огня.
Демонстрация видеофильмов.
Тема 2. С огнем не шути.
Костер – как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками,
бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.
Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих и горючих
жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его
загорании. Газовая плита. Тушение пожаров подручными средствами. Правила
содержания и использования огнетушителей.
Тема 3. Единая служба спасения 01.
Бедствия от огневых стихий. История создания противопожарной службы.
Государственная противопожарная служба. Цель еѐ создания. Структура: пожарные части,
государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Дружины
юных пожарных. Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Телефон
«01».
Пожарный – одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества.
Экскурсия в пожарную часть.
Тема 4. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и
противопожарное оборудование.
Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств
тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические
характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их
применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов и веществ.
Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Тема 5. Чтобы елка принесла только радость.
Правила установки ѐлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за
естественными и искусственными ѐлками.
Тема 6. Творчество на противопожарную тематику.
Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может быть поделка
из любого материала, мягкая игрушка, рисунок, макет, конструкторское изделие и прочее.
Работы должны иметь противопожарную направленность. Занятия проводятся в виде
конкурса. Лучшие работы могут составить экспозицию и быть выставлены в центральной
библиотеке для показа.
Тема 7. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.
Причины загорания одежды. Действия человека, если на нем загорелась одежда. Первая
доврачебная помощь при ожогах.
Практическая занятия: отработка приемов тушения одежды. Первая медицинская помощь
при ожогах.
Тема 8. Дым над лесом.
Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления
уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в
горящем лесу. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.
Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа. Лесные пожары в России,
Бурятии, районе. Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой
травы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место пожара.
Тема 9. Главное самообладание. Практические занятия по эвакуации.
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период
опасности. План эвакуации людей в случае возникновении пожара.
Знакомство со знаками пожарной безопасности.
Тема 10. Пожарно-строевая подготовка.
Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки.
Тема 11. Пожарно-спасательный спорт.
Физическая подготовка учащихся. Нормы и требования спортивной классификации.
Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного спорта (общие
положения, старт, бег по дистанции, финиш). Упражнения по пожарно-строевой и
физической подготовке. Спортивные игры.
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
№
Тема занятий
всего
теория
практика Форма
аттестации/контроля
Тема 1. Значение пожарной охраны в России и других странах мира. Система работы
ПО. (18 ч)
1
Инструктаж по ТБ, ПБ
2
2
Беседа
2
Структура: пожарные
16
6
10
Беседа, текущий
части, государственный
устный опрос,
пожарный надзор,
объяснение и показ.
добровольные пожарные
формирования.
Тема 2. История ПО в Америке и Европе (16 ч)
3
История возникновения
16
6
10
Беседа, текущий
пожарной службы
устный опрос,
объяснение и показ.
Тема 3. Государственный пожарный надзор: структура, назначение, права и
обязанности.(18 ч)
4
Специализированные
18
10
8
Беседа, текущий
пожарно-технические
устный опрос,
группы. Служба 01,
встреча с работниками
ПО
Тема 4. Изучение территории микрорайона, села (18 ч)
5
Условные знаки, основы
18
10
8
топографии, сигнальные
цвета, значение
Тема 5. Небрежное обращение с огнем (14 ч)
6
Причины и последствия.
14
4
10
Важность профилактики
пожаров.
Тема 6. Противопожарный режим в жилом доме (26 ч)
7
План эвакуации.
26
18
8
Изготовление плана
эвакуации.
Тема 7. Охраняйте школу от огня
8
Изготовление макета
16
8
8
школы, пожарного щита
объяснение и показ.
Беседа, текущий
устный опрос,
объяснение и показ.
Беседа, текущий
устный опрос,
объяснение и показ.
Беседа, текущий
устный опрос,
объяснение и показ.
Беседа, текущий
устный опрос,
объяснение и показ.
Тема 8. Автоматические средства обнаружения, извещения и тушения пожара.
Электрическая пожарная сигнализация. (16 ч)
9
Изготовление плаката
16
8
8
Беседа, текущий
«Виды пожарного
устный опрос,
оборудования», виды
объяснение и показ.
пожарной техники
Тема 9. Пожарно-прикладной спорт. Нормы. (22 ч)
10 Требования, правила и
22
14
8
Беседа, текущий
формы занятий
устный опрос,
объяснение и показ.
Тема 10. Охрана природы от пожаров. (52 ч)
11 Охрана природы от
26
14
12
Беседа, текущий
пожаров.
устный опрос,
объяснение
12 Работа над проектами,
26
18
8
Беседа, текущий
пропаганда и
устный опрос,
профилактика пожарной
объяснение и показ.
безопасности
Всего
216
116
100
Содержание программы
Базовый уровень (2 год обучения)
Тема 1. Значение пожарной охраны в России и других странах мира. Система работы
ПО.
Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные
формирования. Медали «За отвагу», «За спасение погибавших». Закон РФ «О пожарной
безопасности». Указ Президента РФ «Об установлении Дня пожарной охраны».
Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных
пожарных.
Профессии людей в пожарной охране. Профессиограмма пожарного. Тестирование на
профпригодность.
Тема 2. История ПО в Америке и Европе
Возникновение ПО в России, США, Германия, Франция, Арабских Эмиратах, ЮАР.
Сходство и отличие в работе пожарных стран мира. Административная ответственность
виновников пожара. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности.
Оформление альбома. Презентация.
Тема 3. Государственный пожарный надзор: структура, назначение, права и
обязанности.
Специализированные пожарно-технические группы.
Телефон «01». Создание региональных спасательных отрядов.
Встреча с работниками ПО и ГПН.
Тема 4. Изучение территории микрорайона, села
Условные знаки, основы топографии. Значение сигнальных цветов и знаков безопасности
в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. План
эвакуации и требования к нему.
Составление карты-схемы.
Тема 5. Небрежное обращение с огнем
Причины и последствия. Экологическое, психологическое и материальное последствия
пожаров.
Затраты на обеспечение пожарной безопасности, содержание пожарной охраны как
дополнение к стоимости пожара. Важность профилактики пожара.
Изготовление буклета и наглядного пособия на данную тему.
Тема 6. Противопожарный режим в жилом доме
Правила содержания чердаков, подвалов, лестничных клеток. Пути эвакуации.
Изготовление плана-схемы эвакуации или макета жилого (многоквартирного) дома.
Тема 7. Охраняйте школу от огня
Изготовление макета школы, пожарного щита или огнетушителя.
Тема 8. Автоматические средства обнаружения, извещения и тушения пожара.
Электрическая пожарная сигнализация.
Изготовление плаката «Виды пожарного оборудования», «Виды пожарной техники».
Тема 9. Пожарно-прикладной спорт. Нормы.
Требования. Правила и формы занятий. Макет спортивной площадки для занятий юных
пожарных.
Тема 10. Охрана природы от пожаров.
Работа над проектами. Участие в районной научно-практической конференции.
Пропаганда и профилактика пожарной безопасности.
Участие в районной программе по пожарной безопасности.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
35
432
01.06.-31.08.
с 01.09. по 31.05.
(по УП)
(по УП)
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Информационное обеспечение
Характеристика (заполнить)
- кабинет площадью 33 кв.м.;
Ноутбук. Проектор. экран.
Наличие спортивного зала. Стадион.
Записи формата МР3.
Записи выступлений на соревнованиях.
Наличие фонотеки и, видеотеки с записями различных
учебно-тренировочных занятий. Методические пособия
по пожарной безопасности. Приложение с материалами
бесед по различным темам содержания программы.
пакет офисных приложений, браузер Google Chrome,
Mozilla Firefox или «Яндекс Браузер», интернет
источники
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Выставка
Фестиваль
Слѐт
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
индивидуальные задания;
Оценочные материалы (указать
задания для групповой работы;
конкретно по предметам в соответствии проекты;
с формами аттестации)
тесты.
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Встреча с интересными людьми
Защита проекта
Игра
Презентация
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
2.6. Список литературы
1.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
2.
Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар,
2005 г
3.
Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
4.
Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение»,
1988 г
5.
Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва,
«Просвещение», 2005 г.
6.
«Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
7.
Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. –
Волгоград, Учитель, 2007.
8.
Горбачѐва Л.А. Вперѐд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
9.
Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
10.
Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург,
Учебная книга, 2006.
11.
Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические
материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
12.
Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
13.
Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен,
2006.
14.
Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11
классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
15.
Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель,
2007.
16.
Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель,
2005.
17.
Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.
Электронные ресурсы по пожарной безопасности:
www.ed.gov.ru – сайт Федерального агентства по образованию Российской
Федерации;
www.mil.ru – сайт Министерства обороны Вооруженных Сил Российской
Федерации, где размещены все новости касающиеся Вооруженных Сил;
www.v-zn.ru – сайт журнала «Военные знания»;
www.school-obz.org – информационно-методическое издание для преподавателей
основ безопасности жизнедеятельности;
www.spasatel.ru - сайт газеты «Спасатель» Министерства чрезвычайных ситуаций
Российской Федерации;
www.terrorunet.ru, www.beslan.ru, www.voina.ru – сайты, где размещены материалы
по антитеррору, практические советы по безопасности;
www.rescuaer.ru, www.centrospas.ru, www.emercom.gov.ru – сайты спасателей
Министерства чрезвычайных ситуаций РоссийскойФедерации;
www.obzh.ru – информационно-образовательный портал, посвященный обучению и
воспитанию основам безопасности жизнедеятельности.