Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Юнармия» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МБУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» утв.
Постановлением Администрации муниципального образования «Хоринский район»
от 26.02.2021г. № 91
https://hakturizm.profiedu.ru/sveden/document
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/polozhenie_o_razrabotke_i_strukture_dopolnite
lnoy_obshcherazvivayushchey_programmy.pdf
Актуальность:
Защита Отечества является важнейшим направлением в деятельности
современного Российского государства и его граждан. От успешного разрешения
существующих в данной сфере проблем зависит будущее России как суверенного
государства, полноправного субъекта международного права.
Интересы обороны страны требуют постоянного улучшения подготовки молодежи к
службе в ВС. Стать полноценным воином ВС РФ, овладеть сложной боевой техникой,
новейшим вооружением в условиях сокращенных сроков службы – задача не из легких.
Для ее решения наши юноши еще до призыва в Армию должны обладать высокими
морально-политическими качествами, приобретать определенные навыки в военной
подготовке, знать Уставы, обязанности, обусловленные военной присягой, и
добросовестно их выполнять.
Детский возраст 12-15 лет является наиболее оптимальным для системы духовнонравственного и военно-патриотического воспитания, так как это период
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Реализовать цели духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания
только с помощью системы знаний невозможно. Обучающиеся образовательного
учреждения вступают в ряды Юнармии и это требует от педагогического состава
совершенствование содержания форм и методов духовно-нравственного и военнопатриотического воспитания с учетом новых социально-педагогическим реалиям.
Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания.
Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в
ней обучающихся (юнармейцев), через изменение климата образовательного учреждения,
развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
История, физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности.
Направленность программы: военно-спортивная.
Адресат программы: Возраст учащихся – 13-16 лет. Психологический климат в
группе позволяет каждому ребенку раскрыть свои способности, получить удовлетворение
от занятий, почувствовать поддержку и помощь старших товарищей.
Объем и сроки освоения Программы:
На реализацию учебного материала отводится 216 часа в 3 года.
Между стартовым и базовым уровнем обучения соблюдаются преемственность и
уровень освоения Программы.
Форма обучения:
– очная.
-при необходимости (введении ограничений в связи с эпидемиологическими
мероприятиями, изменением санитарных норм и др.) возможно применение электронного
обучения с использованием дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательной программы.
При дистанционном обучении используется официальный сайт учреждения: на
страницах педагогов размещены папки с названием кружка и группы, в которых
размещаются материалы согласно программе и учебному плану. Обратная связь
осуществляется через электронные почты педагогов, также размещенных на страницах
педагогов.
Особенности организации образовательного процесса
Условия набора детей в кружки: принимаются все желающие. Наполняемость
в группах составляет 13-16 человек. Специальных знаний и навыков для начала
обучения не требуется.
Состав групп – разновозрастной.
Для реализации программы используются технологии развивающего обучения,
контрольно-оценочной деятельности, в воспитании – коллективной творческой
деятельности.
Используется фронтальное и дифференцированное обучение, учитывающее
психологические особенности детей, приобретенные знания и навыки.
Формы работы:
- теоретические занятия;
- семинары;
- просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
- изучение художественной и специальной литературы;
- практические занятия по допризывной физической подготовке и военноспортивным дисциплинам, подготовка к сдаче норм ГТО;
- встречи с участниками событий и экспертами;
- практические занятия по спортивному ориентированию;
- тренинги по подготовке к военно-тактической игре «Зарница» и др.
- туристические походы (полевые выходы) и экскурсии;
- участие в муниципальных военно-спортивных соревнованиях;
- участие в вахтах памяти, поисковой работе, уход за памятными местами.
Форма занятий
Основной формой работы в объединении является занятие. Форма реализации
занятий – групповая, индивидуальная, работа в парах, а также онлайн занятия (по
санитарно-эпидемиологической обстановке).
Занятия по данной программе включают организационную, теоретическую и
практическую части.
Срок и объем освоения программы:
3 года, 648 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 2 год, 216 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 3 год, 216 педагогических часов;
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные,
индивидуальное обучение
Режим занятий:
Предмет Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень
6 часов в неделю;
6 часов в неделю; 6 часов в неделю;
216 часов в год.
216 часов в год. 216 часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель:
В 2016 году создано Всероссийское военно-патриотическое общественное движение
«Юнармия» (далее Юнармия).
Целью Юнармии является:
1) участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации;
2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании;
3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4) сохранение и приумножение патриотических традиций;
5) формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Первичная форма организации участников Юнармии – отряд, который может
создаваться на базе образовательных организаций, военно-патриотических клубов
(центров), кадетских классов и школ, общественных и иных заинтересованных
организаций. Количество желающих вступить в Юнармию растет. Для удовлетворения
потребностей обучающихся подготовку юнармейцев (кандидатов в юнармейцы) нужно
организовать в образовательном учреждении в отделении дополнительного образования
или во внеурочной деятельности.
Комплексная
модульная
образовательная
программа
внеурочной
деятельности «Юнармейский отряд «Патриот»» (далее Программа) предназначена для
обучающихся 8-10 классов (основного общего образования) образовательных
учреждений, которые вступили (вступают) в ряды Юнармии, создали (создают) в
образовательном учреждении юнармейский отряд.
Программа предполагает последовательный переход от воспитательных
результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной
деятельности.
Проектирование содержания программы осуществлено на основе требований
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС
ООО).
Задачи:
1. Обучающие:
● способствовать развитию познавательного интереса к военной истории страны,
историческому прошлому народа;
● ознакомление с важнейшими историческими событиями в жизни государства и
общества, формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре,
используя возможности самого обучающегося юнармейца;
● познакомить обучающихся (юнармейцев) со структурой и составом ВС РФ,
назначением видов и родов войск, боевыми традициями ВС РФ, порядком
прохождения военной службы;
● изучить основы ведения боевых действий и обязанности солдата в бою, уметь
выполнять действия солдата в различных видах боя;
● изучить боевые свойства и материальную часть стрелкового оружия, правила его
сбережения и хранения, меры безопасности при обращении с оружием и
проведении стрельб;
● получить знания о действиях при выполнении приемов и правил стрельбы из
автомата и метании ручных гранат;
● твердо знать порядок и правила оказания первой помощи, уметь правильно оказать
первую доврачебную помощь себе и товарищу;
● изучить общие обязанности военнослужащих, порядок выполнения приказа,
требования воинской дисциплины, правила воинской вежливости и воинского
приветствия;
● знать обязанности солдата перед построением и в строю, уметь четко и правильно
выполнять строевые приемы.
2. Развивающие:
● развивать позитивные личностные качества, организаторские способности,
ответственность, смелость и самостоятельность;
● развивать интерес к военной и службе, к социально значимой деятельности;
● развивать познавательные интересы, коммуникативные и исследовательские
компетенции, способствующих формированию личности, способной обнаруживать
жизненно важные смыслы в традициях российских вооруженных сил;
● развивать физическое развитие.
3. Воспитательные:
● воспитывать у обучающихся (юнармейцев) патриотизм, гражданское сознание,
верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей,
чувство любви к Родине;
● воспитывать уважительное отношение к героической истории нашего государства,
его Вооруженным Силам;
● воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; чувство
товарищества и взаимовыручки, высокие нравственно-волевые качества, активную
гражданскую позицию;
● воспитывать дисциплинированность, силу воли, умение концентрироваться на
выполнение поставленной цели;
● сформировать положительную мотивацию к военной службе, чувство гордости за
свой народ и страну.
Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для обучающихся 6-8
классов образовательного учреждения, вступивших или желающих вступить в ряды
Юнармии. В ней используется методический аппарат, формы и методы работы
адекватные возрасту обучающихся (юнармейцев).
Развивающие (метапредметные) –
1. выявить уровень способностей детей (пед. диагностика «УСД»);
2. активизировать высшие психические функции ребѐнка: внимание, восприятие,
память, воображение, мышление, воспроизведение;
развить навыки: целеустремлѐнности, самоорганизации, самостоятельности,
последовательности процесса, творческие способности как результат воспроизведения
Ожидаемые результаты:
Продвинутый
уровень
Символы воинской
чести;
Правила оказания
первой медицинской
Меры безопасности во время
Назначение, боевые свойства,
помощи при
общее устройство и принцип
занятий;
различных видах
работы автомата Калашникова;
Воинские традиции Советской и
травм;
Специфику физической
российской армии;
Правила
подготовки;
безопасного
Символы воинской чести;
Последовательность неполной
поведения у
государственную символику России; разборка и сборки АКМ-74;
водоемов, при
Элементы строя и обязанности в
Меры безопасности при
пожаре, в
обращении с автоматом и
строю;
природных
патронами;
Материальную часть автомата
экстремальных
Правила прицеливания и
Калашникова;
ситуациях;
стрельбы из пневматической
Требования к личному и групповому
Опасные природные
винтовки;
факторы и защиту от
снаряжению;
Государственную и военную
их влияния;
Организацию привалов и ночлегов; символику;
Современные
Принципы оказания первой
Дни воинской славы России;
средства поражения;
Структуру Вооруженных Сил
медицинской помощи в
Мероприятия ГО по
Российской Федерации;
чрезвычайных ситуациях.
защите населения;
Технику безопасности на занятиях Историю, символы и
Средства
геральдику Бурятии;
по физической, стрелковой,
индивидуальной
строевой подготовке.
защиты органов
дыхания и кожи;
пользования ими.
Стартовый уровень
Знать
Уметь
Базовый уровень
Работать индивидуально и в
Самостоятельно определять цель
группе;
при выполнении работы;
Сознавать ответственность за
Выстраивать последовательность
общее дело;
необходимых операций;
Выделять моральное
Оценивать правильность
содержание ситуации.
выполнения учебной задачи.
Выполнять неполную разборку
и сборку АКМ-74;
Выделять и обобщать смысл
Правильно прицеливаться и
поставленной учебной задачи;
прицельно вести стрельбу по
Определять понятия, создавать
мишени;
обобщения, устанавливать аналогии;
Выполнять строевые приемы на
Работать с информацией.
месте и в движении по одному
Сотрудничать с взрослыми и
и в отделении согласно
сверстниками в процессе
Строевому уставу
Вооруженных Сил Российской
совместной деятельности;
Федерации;
Работать
индивидуально и в
группе;
Сознавать
ответственность за
общее дело;
Выделять моральное
содержание
ситуации.
Выполнять
неполную разборку
и сборку АКМ-74;
Правильно
прицеливаться и
прицельно вести
стрельбу по
мишени;
Выполнять строевые
Стартовый уровень
Базовый уровень
Техникой неполной разборки и
сборки АКМ-74;
Техникой оказания первой
Техникой безопасности при
медицинской помощи в
обращении с автоматом и
чрезвычайных
ситуациях.
Владеть
патронам.
Техникой безопасности на занятиях Техникой прицеливания и
по физической, стрелковой,
стрельбы из пневматической
строевой подготовке.
винтовки;
Продвинутый
уровень
приемы на месте и в
движении по одному
и в отделении
согласно Строевому
уставу
Вооруженных Сил
Российской
Федерации;
Техникой
прицеливания и
прицельно вести
стрельбу по
мишени;
Техникой строевых
приемов на месте и
в движении по
одному и в
отделении
«Юнармия»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п\п
Название разделов и тем
1.
2.
3.
Вводные занятия
Раздел 1. История вооруженных сил
Виды вооруженных сил. Армия России на
современном этапе.
Символы воинской чести. Сила воинских
традиций. Боевое знамя воинской части.
История военной присяги и порядок ее
принятия.
Полководцы и герои.
3
17
5
6.
7.
Общее
Количество часов
Теория
Формы
контроля/
аттестация
3
устный опрос
устный опрос
5
зачет
5
5
зачет
2
2
Воинские профессии. Профессия
военного: описание и содержание
деятельности. Необходимые умения.
Область применения. Военные профессии
для девушек.
5
5
зачет,
соревнования
итоговая
аттестация,
соревнования
26
1
3
1
3
устный опрос
устный опрос
5
5
зачет
11.
12.
Раздел 2. Наш край в истории, 12
часов.
Понятие “ Малая Родина”.
Место края в истории Республики
Бурятия.
Общая характеристика Хоринского
района:
А) климат;
Б) памятники природы;
В) растительный мир;
Г) животный мир;
Д) население.
Природа родного края.
Знай и изучай свой край.
3
3
3
3
13.
Загадочный мир названий.
2
2
14.
15.
16.
Локальное изучение окрестности.
Топонимика как наука.
Раздел 3. В час великих испытаний, 42
час.
«Помнит
вся
Россия
про
день
Бородина…»
«Слава российского флота»
Величие подвига народа – победителя в
4
5
56
2
2
зачет
зачет,
соревнования
итоговая
аттестация,
соревнования
устный опрос
устный опрос
2
2
устный опрос
3
4
3
4
устный опрос
зачет
4.
5.
8.
9.
10.
17.
18.
19.
В.О.В.
Мемориалы Республики Бурятия
Обелиски Республики Бурятия
22.
Помощь в тылу. Сбор материала о жизни
тружеников села в годы войны
5
1
23.
Сбор материала о жизни тружеников села
в годы войны
В жизни есть всегда место подвигам (сбор
материала о земляках, совершивших
подвиги в годы Великой Отечественной
войны).
Земляки – Герои Советского Союза.
… Это нужно не мертвым, это нужно
живым.
5
1
зачет
зачет,
соревнования
итоговая
аттестация,
соревнования
устный опрос
5
1
устный опрос
3
3
3
3
зачет
зачет
27.
Личные встречи со «старожилами» села
3
28.
Дети войны. Пионеры-герои.
3
3
29.
30.
31
32
Полководцы победы
Песни великой отечественной войны
Военная техника периода войны
Интернет-путешествия по городам-героям
и местам великих битв
Организация экскурсии в школьный музей
«Эрмэлзэл»
Раздел 4. Виды вооружений. История
оружия от
древних времен
до
современности, 12 часов
Примитивное оружие.
Средневековое оружие.
Оружие современности.
Оружие массового поражения.
Виды вооружения Российской армии.
Холодное, огнестрельное, метательное.
Автомат Калашникова. АКМ-74.
Устройство, назначение, тактикотехнические характеристики.
2
1
5
3
2
1
5
3
3
2
зачет,
соревнования
3
3
5
4
4
3
3
5
4
4
6
3
устный опрос
устный опрос
зачет
зачет
зачет,
соревнования
итоговая
аттестация,
соревнования
20.
21.
24.
25.
26.
33
34
35
36
37
38
39
40
41
3
3
3
3
зачет,
соревнования
итоговая
аттестация,
соревнования
устный опрос
устный опрос
зачет
зачет
25
Раздел 5. Их именами названы улицы. 6
часов.
Улица Д.Ж.Жанаева
Улица Батора Санжиева
Улица Бадмы Батуева
Улица Плешкова-Базарова
Куда бы ни шел, ни ехал ты…
5
Раздел 6. Память, высеченная в камне,
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
устный опрос
устный опрос
зачет
зачет
зачет,
соревнования
11 часов.
Мемориальные доски с. Хоринск
Памятники, мемориалы с. Хоринск
Раздел 7. Я и моѐ отечество, 29 часов
Символы России. Обзорная беседа
Гимн России.
Флаг России.
Основной закон государства
Символика России
2
2
15
1
1
1
2
1
2
2
устный опрос
устный опрос
1
1
1
2
1
Символика Бурятии
1
1
Символика Хоринска
Я гражданин. Мои права и обязанности
Благотворительная акция «в подарок
нашим защитникам»
Конкурс рисунков «Служу России»
Есть такая профессия – Родину защищать.
Воины-нтернационалисты.
Раздел 8. Строевая подготовка.
Строевая стойка. Повороты на месте.
Строевой шаг.
Повороты направо-налево в движении.
Поворот кругом в движении.
Строевые приемы в движении в
отделении.
Раздел 9. Медицинская подготовка
Первая медицинская помощь при
различных видах травм.
Раздел 10. Туристическая подготовка
1
3
1
1
3
устный опрос
устный опрос
зачет
зачет
зачет,
соревнования
итоговая
аттестация,
соревнования
устный опрос
устный опрос
зачет
1
2
2
зачет
зачет,
соревнования
35
7
7
5
6
10
2
2
2
2
2
устный опрос
устный опрос
зачет
зачет
зачет,
соревнования
2
устный опрос
4
устный опрос
26
Работа с планами местности и картами.
Ориентирование на местности.
Определение географических координат
на местности.
Определение высоты местности.
5
5
2
2
2
1
Построение плана местности.
Практическое применение навыков
ориентирования в лесу.
Административно-территориальное
деление района.
Географические особенности и ландшафт
района.
8
4
3
1
1
зачет
1
1
зачет
147
69
216
зачет
зачет
зачет,
соревнования
итоговая
аттестация,
соревнования
устный опрос
устный опрос
Содержание учебного плана
1.Вводные занятия
Раздел 1. История вооруженных сил
Историей развития вооруженных сил,
символами воинской чести. Сила воинских традиций. Боевое знамя воинской части.
История военной присяги и порядок ее принятия. Воинские профессии. Профессия
военного: описание и содержание деятельности. Необходимые умения. Область
применения. Военные профессии для девушек.
Раздел 2. Наш край в истории.
Место края в истории Республики Бурятия.
Общая характеристика Хоринского района. Локальное изучение окрестности. Топонимика
края.
Раздел 3. В час великих испытаний.
Мемориалы и обелиски Республики
Бурятия. Земляки – Герои Советского Союза. Дети войны. Пионеры-герои. Полководцы
победы. Военная техника периода войны.
Раздел 4. Виды вооружений. История оружия от древних времен до современности.
Кружковцы знакомятся с историей вооруженных сил от примитивного древнего оружия
до современного. Изучают виды вооружений.
Раздел 5. Их именами названы улицы. Кружковцы знакомятся с именами,
подвигами и биографией людей в честь которых названы улицы села
Раздел 6. Память, высеченная в камне. Кружковцы знакомятся с памятниками и
мемориальными досками села Хоринск.
Раздел 7. Я и моѐ отечество.
Кружковцы знакомятся с символами России
(гимн, флаг, герб), символикой Бурятии и Хоринска, проводят благотворительные акции.
Раздел 8. Строевая подготовка. Обучающиеся знакомятся и изучают на практике
строевые приѐмы на месте и вдвижении и с оружием (автоматом АКМ-74) согласно
Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 9. Медицинская подготовка. Обучающиеся знакомятся и изучают на
практике правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях (ссадины,
порезы, укусы животных; вывихи переломы, обморожения; первая помощь утопающему).
Первая помощь при ранениях и травмах (виды ран, помощь, повязка на голову и грудь),
первая помощь при переломах конечностей. Первая помощь при несчастном случае:
остановка кровотечений, повязки на живот, и промежность, верхние и нижние
конечности.
Раздел 10. Туристическая подготовка
Обучающиеся учатся, теоретически и на
практике ориентироваться на местности при помощи планов местности и карт. Также
учатся использовать компас и другие приспособления.
№,п/п
«Юнармия»
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Название раздела,
Количество часов
темы
Общее
Теория
1.
2.
Вводное занятие
Военно-историческая
подготовка
3
76
2
75
Формы
контроля/
аттестация
устный опрос
устный опрос
3
Героическое прошлое
России.
6
6
зачет
4
От княжеской
дружины до
регулярного войска.
6
6
зачет
5
Правление Петра I.
6
6
зачет,
соревнования
6
Военные реформы
Петра
6
6
7
Просмотр
видеофильмов
6
6
итоговая
аттестация,
соревнования
устный опрос
8
Воинская слава
России.
6
6
устный опрос
9
Румянцев
3
3
устный опрос
10
А.В. Суворов
3
3
устный опрос
11
Ф.Ф. Ушаков
3
3
зачет
12
М.И.Кутузов
3
3
зачет
13
П.С. Нахимов.
3
3
зачет,
соревнования
14
Жуков
15
3
3
итоговая
аттестация,
соревнования
устный опрос
1
Викторина «Защитники
отечества».
Героизм русского
солдата при
обороне ПортАртура.
Русская армия в
первой мировой
войне.
3
3
устный опрос
3
3
устный опрос
Основные
сражения
Великой
Отечественной
войны.
Защитники
Отечества в
локальных
войнах и военных
конфликтах
современности
Встречи
с
ветеранами
боевых действий.
6
6
устный опрос
6
6
зачет
3
3
зачет
Законодательные
основы
военной
службы
История и становление
воинских уставов.
86
84
зачет,
соревнования
6
6
22
Воинские ритуалы.
6
6
итоговая
аттестация,
соревнования
устный опрос
23
Воинские звания.
6
6
устный опрос
24
Общие положения
устава внутренней
службы.
6
6
устный опрос
16
17
18
19
20
3.
21
Общие положения
дисциплинарного устава.
6
6
устный опрос
25
Общие положения
строевого устава.
6
6
зачет
26
Общие
положения
устава
гарнизонной,
комендантской
и караульной
служб.
6
6
зачет
27
Викторина «Воинские
звания»
1
28
Составы
военнослужащих и
воинские звания в ВС
РФ.
Положения устава
внутренней службы о
внутреннем порядке в
повседневной
деятельности
военнослужащих.
Дисциплинарная
ответственность
военнослужащих
Организация караульной
службы в ВС РФ.
6
6
итоговая
аттестация,
соревнования
6
6
устный опрос
6
6
устный опрос
6
6
устный опрос
29
30
31
зачет,
соревнования
32
Кроссворд
«Деятельность
военнослужащ
их».
1
33
Государственн
ые и военные
символы
Российской
Федерации.
Боевое знамя
воинской
части.
3
3
зачет
3
3
зачет
34
устный опрос
35
36
37
38
Права,
обязанности и
ответственнось
военнослужащ
их.
Организация и
несение
гарнизонной и
комендантской
служб.
Участие войск
в парадах и
общественных
мероприятиях.
Кроссворд «Военные
символы».
3
3
зачет,
соревнования
3
3
итоговая
аттестация,
соревнования
3
3
устный опрос
3
3
устный опрос
4.
Строевая подготовка
51
устный опрос
39
Изучение и
совершенствование
выполнения элементов
одиночной строевой
подготовки (строевая
стойка, повороты на
месте, движение
строевым шагом,
повороты в движении,
выход из строя и подход
к начальнику,
выполнение воинского
приветствия).
Строи отделения.
12
устный опрос
12
зачет
Построения отделения в
развернутый и походный
строй.
Отработка строевых
приемов в составе
отделения
Отработка выполнения
команд
12
зачет
12
зачет,
соревнования
3
Итого
216
итоговая
аттестация,
соревнования
устный опрос
40
41
42
43
44
161
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Объяснение техники безопасности и правил поведения на занятиях.
Практика. Игры и упражнения.
Военно-историческая подготовка Героическое прошлое России. От княжеской
дружины до регулярного войска. Правление Петра I. Военные реформы Петра Просмотр
видеофильмов.
Законодательные основы военной службы История и становление воинских уставов.
Воинские ритуалы. Воинские звания. Общие положения устава внутренней службы.
Общие положения дисциплинарного устава. Общие положения строевого устава. Общие
положения устава гарнизонной, комендантской и караульной служб.
Викторина «Воинские звания».
Строевая подготовка. Изучение и совершенствование выполнения элементов
одиночной строевой подготовки (строевая стойка, повороты на месте, движение строевым
шагом, повороты в движении, выход из строя и подход к начальнику, выполнение
воинского приветствия). Строи отделения. Построения отделения в развернутый и
походный строй. Отработка строевых приемов в составе отделения. Отработка
выполнения команд.
«Юнармия»
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практ
ика
Формы
аттестации/контроля
1.
Строевая подготовка
39
39
1.1
Отработка выполнения команд
3
3
1.2
Изучение и совершенствование
выполнения элементов
одиночной строевой
подготовки
6
6
Зачет
1.3
Прохождение торжественным
маршем.
12
12
Зачет
1.4
Порядок возложения венков к
мемориалам Воинской славы.
12
12
Тестирование
Порядок смены
часовых почетного
караула.
6
6
Зачет
2
Огневая подготовка
96
36
2.1
Меры безопасности при
стрельбе из пневматического
оружия.
3
3
1.5
60
2.2
Спортивное оружие.
3
3
2.3
Стрелковое оружие ВС РФ.
6
6
Творческая работа
2.4
Устройство и предназначение
автомата Калашникова.
6
6
Тестирование
2.5
Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборке
АК, снаряжению магазина.
6
2.6
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия.
6
2.7
Изучение и совершенствование
техники стрельбы.
6
2.8
Работа частей и механизмов
автомата Калашникова.
6
2.9
Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборке
АК.
6
2.10
Ручные осколочные гранаты.
6
2.11
Техника метания гранат.
6
2.12
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия.
2.13
Изучение
и
совершенствование
техники стрельбы.
6
Тестирование
Тестирование
6
6
Тестирование
Тестирование
6
6
Творческая работа
6
6
Зачет
6
6
Тестирование
6
6
Творческая работа
2.14
Сборка и разборка автомата на
время.
6
6
Зачет
2.15
Выполнение норматива по
метанию гранат на дальность.
6
6
Зачет
2.16
Выполнение норматива по
метанию гранат на точность.
6
6
Зачет
2.17
Отработка выполнения
нормативов.
6
6
Зачет
3.
Специальная
подготовка
81
57
3.1
Оружие массового поражения.
6
6
Тестирование
3.2
Средства индивидуальной
защиты
6
6
Тестирование
3.3
Практическое выполнение
норматива по одеванию
противогаза.
6
6
Тестирование
3.4
Ориентирование на местности.
6
3.5
Правила поведения в
чрезвычайных ситуациях.
6
6
Тестирование
6
6
Тестирование
3.6
Понятие
ориентирования,
определение точки
стояния, способы
ориентирования,
18
6
Тестирование
Зачет
3.7
Определение магнитных
азимутов направлений
на местности.
6
3.8
Правила поведения в
чрезвычайных
ситуациях.
6
3.9
Определение
света.
сторон
6
3.10
Основы современного
общевойсковгобоя.
6
6
Зачет
3.11
Основныетактические
понятия, определения
и термины.
6
6
Зачет
3.12
Действия солдата в бою.
6
6
Зачет
3.13
Просмотр учебных
видеофильмов.
6
Итоговое занятие
3
6
Зачет
6
6
Зачет
6
3
Зачет
4.6
Итого
216
93
123
1. Строевая подготовка
Изучение и совершенствование выполнения элементов одиночной строевой
подготовки (строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, повороты в
движении, выход из строя и подход к начальнику, выполнение воинского приветствия).
Строи отделения. Построения отделения в развернутый и походный строй. Отработка
строевых приемов в составе отделения. Прохождение торжественным маршем. Порядок
возложения венков к мемориалам Воинской славы.
2. Огневая подготовка
Меры безопасности при стрельбе из пневматического оружия.
Работа частей и механизмов автомата Калашникова. Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК. Ручные осколочные гранаты. Техника метания гранат. Основы и
правила стрельбы из пневматического оружия. Изучение и совершенствование техники
стрельбы.
Практика. Сборка и разборка автомата на время.
3. Специальная подготовка
Ориентирование на местности. Понятие ориентирования, определение точки стояния,
способы ориентирования. Определение магнитных азимутов направлений на местности.
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Практика. Определение сторон света.
4. Соревнования
Приобщение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом,
сохранение и совершенствование традиционных и поиск инновационных форм и методов
работы по патриотическому воспитанию обучающихся, подготовке их к военной службе в
правоохранительных органах, подразделениях МЧС при действиях в ЧС и экстремальных
ситуациях, воспитание чувства патриотизма, гражданственности, развитие физических
качеств. Военизированная эстафета
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
36
(по УП)
с 01.09. по 31.05.
(по УП)
(по УП)
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Характеристика (заполнить)
Для реализации данной программы требуется учебные
макеты автомата Калашникова, пневматические
винтовки, туристическое снаряжение (обвязки,
страховочные верѐвки, репшнур, карабины, палатки
разных конструкций, компасы, топографические карты,
Материально-техническое
медицинские носилки, лыжное снаряжение, спортзал,
обеспечение
плакаты по ориентированию и технике преодоления
препятствий), спортивный инвентарь: мячи набивные,
баскетбольные, волейбольные, гири, гантели, штанга,
силовые тренажеры, противогазы, костюм химической
защиты, приборы ДП – 5В и ВПХР (войсковой прибор
химической разведки).
Средства наглядности
Комплект светового оборудования
Модель винтовки, граната
Манекен
Велотренажер
Методические пособия по гражданско-правовому
воспитанию
Акустическая система тип
Получено по Программе «Новые Беспроводная точка доступа
места»:
Комплект интерактивного оборудования
Мобильный компьютер
Стол учительский
Стол ученический
Стул ученический
Выставочный шкаф
Кресло для преподавателя
Стол для проектной деятельности
Стул на металлическом каркасе
Аспекты
1. Учебные плакаты:
Информационное обеспечение
Автомат Калашникова;
Поисково-спасательные работы;
Транспортировка пострадавшего;
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Первая медицинская помощь;
Укладка рюкзака;
Спортивная карта;
Ориентирование в походе;
Топографические условные знаки.
2. Условные знаки топографических карт и карт для
спортивного ориентирования.
3. Образцы туристического снаряжения (личного и
группового).
Кадровое обеспечение
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Соревнования
Тестирование
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей Изучение удовлетворенности родителей работой
предоставляемыми образовательными
образовательного учреждения (методика
услугами
Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в соответствии
с формами аттестации)
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
2.6. Список литературы
1. Журнал «Вестник Молодежной политики», №11, 2005 год.
2. Перов А.П., Воробьев М.С. «Организация и содержание работы оборонноспортивного лагеря для молодѐжи», Учебно-методическое пособие, Тюмень
УЦ «Аванпост» 2000 год.
3. А.Т Смирнов, В.А. Васнев «Основы военной службы», Учебное пособие, М.
«Дрофа» 2004 год.
4. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по
подготовке учащийся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
М., АСТ, 1998 год.
5. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его
вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых
основах военной службы: Книга для чтения по общественно-государственной
подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ/ Под ред. В.А
Золотарѐва, В.В. Марущенко. 3-е изд. М.: Русь-РКБ, 1999.
6. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985.
7. Наставление по физической подготовке. М.: Воениздат, 1987.
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.:
Воениздат, 2004.
9. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий «Прикладная физическая подготовка. 10-11
классы» Москва «Владос пресс»2003 г.
10. Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко «Туристический клуб школьников» Пособие
для учителя. Москва Творческий центр «Сфера» 2004 г.
11. Журнал ОБЖ: Основы безопасности жизни. 1998 – 2001. №1 – 12.
12. Ю.К. Сорокин «Атлетическая подготовка допризывника», М. «Советский
спорт»1990г.
13. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных
заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 1991.
14. Смирнов А.Т., Васне В.А., Мишин Б.И. Основы безопасности
жизнедеятельности. 11 класс: Учебник. М. Просвещение, 2002.
15. Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 6-8 классов
средней школы. М. 1989г.
16. Фесенко Б.И. «Книга молодого ориентировщика» М. 1997г.