Ориентир 2023

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Дополнительная общеобразовательная программа «Ориентир» реализуется в соответствии
нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее
реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам‖
Устав МБУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» утв.
Постановлением Администрации муниципального образования «Хоринский район» от
26.02.2021г. № 91
https://hakturizm.profiedu.ru/sveden/document
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/polozhenie_o_razrabotke_i_strukture_dopolnite
lnoy_obshcherazvivayushchey_programmy.pdf

Актуальность:
Актуальность и целесообразность программы заключается в том, что
современные учащиеся в силу необходимости и своих интересов, много
времени вынуждены проводить за партой или компьютером. И в этих
условиях очень важно дать ученикам возможность реализовать себя в
различных областях. Учащимся, для поддержания здорового образа жизни,
необходимо иметь физическую нагрузку, которую они могут получить в
объединениях спортивно-туристского и туристско-краеведческого
направления. Невозможно отделить туризм от изучения районов проведения
туристских мероприятий. Поэтому учащиеся получают возможность
одновременно повысить свое образование в области краеведения, что
несомненно помогает формированию гармонично развитой личности
ребѐнка. Занятия по данной образовательной программе, также помогут
учащимся расширить свой кругозор, развить умение работать в коллективе и
проявить такие личные качества, как ответственность,
дисциплинированность, творческий подход к делу.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
(Топография, туризм, ориентирование на местности, краеведение)
Вид программы:
Отличительной особенностью данной программы является тот факт,
что в рамках одного детского объединения, учащиеся получают возможность
приобрести базовые туристские навыки(туристская составляющая), пройти
специализацию в пеших, водных, лыжных туристских походах и спортивном
ориентировании (спортивная составляющая), повысить свое образование в
области краеведения (краеведческая составляющая), а также применить на
практике знания по информатики и программированию, географии и
истории, русского языка и литературы для создания подготовительной
документации отчетов и презентаций по изучаемому материалу.
Направленность программы: туристско-краеведческая
Адресат программы:
Программа разработана для учащихся 5-9 классов (12-15 лет).
Рекомендуемый максимальный состав группы:
I - года обучения 15 человек
II - года обучения 12 человек
III - год обучения 12 человек
Дети не должны иметь медицинские противопоказания к занятиям спортом.
При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать
группу с превышением состава, так как существует естественный отсев
членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или
иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях

Срок и объем освоения программы:
3 лет, 648 педагогических часов, из них:
 «Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
 «Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

«Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
Форма обучения: очная.
Особенности организации
разновозрастные,
Режим занятий:

деятельности:

Базовый
уровень
6 часов в
Туризм и
6 часов в неделю;
неделю;
краеведение
216часов в год.
216часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Предмет

Стартовый
уровень

образовательной

группы,

Продвинутый
уровень
6 часов в неделю;
216часов в год.

Цель: Целью данной программы является: обучить, воспитать, развивать и
оздоровлять детей в процессе занятий туристским многоборьем, создать
условия для развития личности, воспитать нравственные чувства,
совершенствовать интеллектуальное, духовное и физическое развитие,
способствовать изучению истории Родины, приобретению навыков
самостоятельной деятельности.
Задачи:
 социального и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности;
 обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым
для выживания в экстремальных условиях;
 воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости
и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;
 развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации
и самоуправления;
- повышение технического и тактического мастерства участников
соревнований по туристскому многоборью, спортивному ориентированию,
поисково-спасательным работам;
 обеспечение
безопасности спортивных туристских походов и
соревнований.
 формирование бережного отношения к природе.
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и
предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого
годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта,
мероприятия.


Задачами первого года обучения является научить детей:
 использовать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки,
преодолевать естественные и искусственные препятствия, лично
преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс
склона, переправу по бревну, навесная переправа, переправа по верѐвке
с перилами, маятниковую переправу, заболоченный участок;
 правилам прохождения этапов дистанции пешеходного туристского
многоборья, применять штрафные баллы за неправильные действия на
этапах пешеходного туристского многоборья, подбирать личное и
групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться
туристским
снаряжением,
разжигать
костры,
ставить
палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать
продукты, составлять меню;
 комплектовать походную аптечку, уметь применять лекарственные
препараты, содержащиеся в аптечке по назначению; основам гигиены
туриста;
 мерам безопасности во время участия в походах, соревнованиях,
полигонных занятиях;
 подвижным и спортивным играм;
 различать стороны горизонта, ориентироваться по природным
признакам, различать условные знаки спортивных и топографических
карт, измерять расстояние шагами, работать с компасом;
Развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать
правильному физическому развитию воспитанников;
Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость
и инициативу,
ответственность. Воспитывать
чувство
бережного
отношения к природе и соблюдения экологических требований.
Задачами второго года обучения является научить детей:
- методике преодоления естественных препятствий согласно руководству,
для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма,
закреплять на практике технические приемы наведения различных
переправ, техники и тактики командной работы на этапах соревнований
по пешеходному туристскому многоборью, совместно с педагогом
анализировать итоги соревнований, находить ошибки в технических и
тактических приѐмах и исправлять их;
 планировать маршрут 2-3 дневных походов, составлять график
движения,
заполнять маршрутную
документацию, читать
карту, овладевать
тактическими
приемами
спортивного
наведения, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила
техники безопасности при работе на технических этапах дистанций
соревнований, походах.
- развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать
правильному физическому развитию воспитанников;

- воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость
и инициативу,
ответственность. Воспитывать
чувство
бережного
отношения к природе и соблюдения экологических требований.
 совершенствовать скоростные навыки завязывание узлов, личного
прохождения
этапов
пешеходного
туристского
многоборья, самостоятельной работе по организации командного
прохождения технических этапов, самостоятельно планировать
тактику прохождения дистанции, изготавливать носилки и
организовывать транспортировку пострадавшего с сопровождающим
на
технически
сложных
этапах пешеходного
туристского
многоборья;
 совместно с педагогом планировать маршруты категорийных
походов, навыкам организации и подготовки к категорийным походам,
самостоятельно организовывать туристский бивак, составлять
отчеты по итогам категорийных походов, самостоятельной
отработке технических и тактических приемов спортивного
ориентирования;
 обеспечивать безопасность при работе на технических этапах
дистанций соревнований, в походах.
- развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать
правильному физическому развитию воспитанников;
- воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость
и инициативу,
ответственность. Воспитывать
чувство
бережного
отношения к природе и соблюдения экологических требований.
Образовательные (обучающие) - развивать познавательный интерес к
туризму, приобретать определенные знания, умения, навыки, компетенции и
т.п.; формировать теоретические знания, характерные для детскоюношеского туризма и экскурсий.
 Развивающие – развитие разнообразных практических навыков:
самоорганизации и самоуправления;
 - повышение технического и тактического мастерства участников
соревнований
по
туристскому
многоборью,
спортивному
ориентированию, поисково-спасательным работам;



Воспитательные – воспитание волевых качеств: целеустремленности,
настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и
взаимовыручки;

Ожидаемые результаты:

Знать

Стартовый
уровень
Азы

Базовый уровень
Углубденное

Продвинутый уровень
Условия проведения категорийного

Стартовый
уровень
туризма

Уметь

Базовый уровень
изучение
спец.дисциплин

Уметь выполнять
Уметь
нормы по
вязать узлы
пешеходному
туризму

Овладеть
Владеть навыками
похода

Продвинутый уровень
похода
умение работать в коллективе и
проявить такие личные качества,
как ответственность,
дисциплинированность,
творческий подход к делу.

Категорийный
пеший поход

Иметь базовые туристические
навыки

1.3. Содержание программы
«Ориентир»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
1

2

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Раздел 1.
3
Вступительная часть

2

1

Тема
3
1.1. Вступительное
занятие –
инструктаж по
технике
безопасности,
правила организации
и проведения
туристских
путешествий и
походов

2

1

Раздел 2. Спортивно- 116
туристская
подготовка

24

92

Таблица 1.3.1
Формы
аттестации/контроля

3

4

Тема 2.1.
Актуализация
знаний.

3

1

2

Тема
2.2. Спортивный
календарь

6

1

5

Тема
6
2.3. Топографическая
подготовка.
Спортивное
ориентирование

1

5

Тема 2.4. Техника
спортивного
туризма. Способы
преодоления
препятствий

15

80

Тема
6
2.5. Организация
питания в походе, во
время экскурсии

2

4

Раздел 3. Общая
физическая
подготовка

10

4

6

Тема 3.1. Общая
физическая
подготовка

6

1

5

Тема 3.2. Работа с
веревками

12

2

10

21

60

95

Раздел 4. Физическая 81
культура и первая
медицинская
помощь.

Тема
4.1. Специальная
физическая
подготовка

60

6

54

Тема 4.2. Оказание
21
первой медицинской
помощи.

6

15

Раздел 6. Итоговое
занятие

6

3

3

Итого часов

216

91

125

Содержание программы
РАЗДЕЛ І. Вступительная часть
1.1. Вступительное занятие
Инструктаж по технике безопасности при проведении тренировочного
процесса, соревнований, слетов, походов, поездок и т.д. Обсуждение плана
работы на предстоящий год обучения.
Права и обязанности руководителя при проведении туристского
мероприятия, путешествия.
РАЗДЕЛ ІІ. СПОРТИВНО-ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА
2.1. Повторение и актуализация знаний предыдущего года
Повторение материала, предыдущего года обучения. Актуализация
знаний, полученных ранее, для дальнейшего развития и прогрессирования
спортсменов. Контрольные нормативы на начало учебного года.
2.2. Спортивный календарь
Спортивный календарь на предстоящий год обучения. Выбор
приоритетных мероприятий.
2.3. Топографическая подготовка. Спортивное ориентирование.
Топографическая подготовка, для ориентирования на местности с
картой и без карты по естественным, природным указателям (ориентирам) в
каждом конкретном случае (местности). Основные правила проведения и
участия в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Практические занятия.
Определение своего местонахождения на карте, с помощью компаса,
определение азимута и направления движения. Участие в соревнованиях и
тренировочных забегах на местности.

2.4. Техника спортивного туризма. Способы преодоления препятствий
(28 часа)
Виды и характеристика естественных препятствий в пешеходных и
горных походах, соревнованиях по видам туризма. Способы и приемы
преодоления природных и естественных препятствий во время соревнований
и в реальных условиях. Спасательные работы.
Практические занятия.
Способы и приемы преодоления природных и естественных препятствий
во время соревнований и в реальных условиях. Способы страховки в
зависимости от сложности и характера препятствия. Специальное
снаряжения при проведении спасательных работ, правила и требования к его
применению
2.5. Организация питания в походе (2 часов)
Практические занятия.
Разработка меню на время похода в зависимости от калорийности
продуктов и нормы веса продуктов в день на каждого человека. Калькуляция
продуктов на каждого человека во время многодневных спортивных походов.
Необходимость перекусов, между основными приемами пищи.
РАЗДЕЛ ІІІ. Общая физическая підготовка (22 часа)
3.1. Общая физическая підготовка (14 часов)
Занятия по общей физической подготовке. Направлены на развитие,
выносливости, скорости, ловкости, базовой физ.подготовке.
3.2. Работа с веревками (8 часов)
Работа кружковцев с веревками, во время страховки, бухтовка –
разными способами, переноска, распутывание, исправление трений,
мышеловки, паутины, вязка узлов и практическое их применение.
РАЗДЕЛ IV. Физическая культура и первая медицинская помощь (76
часа)
3.1. Специальная физическая подготовка. (70 часов)
Общая и специальная физическая подготовка туристов-спортсменов.
Использования упражнений и элементов упражнений спортивного туризма,
легкой атлетики, гимнастики, игровых видов спорта, скалолазания,
кроссовой подготовки. Развитие и совершенствование специальных умений и
навыков для участия в соревнованиях и спортивных походах.
3.2. Оказание первой медицинской помощи. (6 часа)
Первая помощь при получении травмы и заболеваниях в условиях
отдоленности от цивилизации: действия руководителя, группы.
Комплектация походной аптечки. Ожоги, переохлаждения, раны полученные
колющими и режущими предметами. Отравления – необходимые
мероприятия и способы предотвращения пищевых отравлений. Мозоли и
потертости, правила личной гигиены. Переломы – наложение шины и
иммобилизация. Потеря сознания, шоковое состояние, головокружение.
Помощь при кровотечении, виды кровотечений, действия в зависимости от
вида кровотечения. Тепловой и солнечный удары, ушибы. Укусы дикими

животными, и химические отравления ядовитыми растениями и животными.
Клещи: правила извлечения клеща, обработка места укуса.
Практическое занятие.
Способы и средства транспортировки пострадавшего. Наложение
повязок и иммобилизация конечностей.
РАЗДЕЛ V. Участие в спортивно-массовых мероприятиях (48 часов).
4.1. Участие в соревнованиях, военно-спортивных мероприятиях (48
часов).
Проведение однодневных и многодневных учебно-тренировочных и
экскурсионных путешествий. Подготовка отчетов о пройденном маршруте.
Практические занятия.
Составление отчетов о пройденном походе. Составление анализа о
выступлении на соревнованиях.
РАЗДЕЛ IV. Итоговое занятие
Подведение итогов работы кружка. Анализ достижений, и неудач
выступлений спортсменов
Учебный план:
Базовый уровень (2 год обучения)
Название раздела, Количество часов
Формы
темы
организации
занятий
№
В
Т
Пра
п/п
сего еория ктика
1
Раздел 1. Вступительная часть
.
1
Тема
2
2
.1. 1.1. Вступительное
занятие – инструктаж
по технике
безопасности.
2
Раздел 2. Спортивно-туристская подготовка
.
2
Тема
2
2
.1.
2.1. Повторение и
актуализация знаний
предыдущего года
обучения.
2
Тема
2
2
.2.
2.2. Спортивный
календарь.
Тема
2
32
8
24

Формы
аттестации
(контроля)

.3 2.3. Топографическая
подготовка.
Спортивное
ориентирование на
местности.
2 Тема 2.4. Техника 28
2
26
.4. спортивного туризма.
Способы преодоления
препятствий.
Тема
2
2
2
.5.
2.5. Организация
питания в походе, во
время экскурсии.
3
Раздел 3. Общая физическая подготовка
Тема 3.1. Общая 14
3
14
.1. физическая подготовка
3 Тема 3.2. Работа с 8
2
6
.2.
веревками
4
Раздел 4. Физическая культура и первая медицинская помощь.
4
Тема
70
8
62
.1.
4.1. Специальная
физическая
подготовка.
4
Тема
6
2
4
.2. 4.2. Оказание первой
медицинской помощи.
5
Раздел 5. Участие в спортивно-массовых мероприятиях
5 Тема 5.1. Участие 48
4
44
.1.
в соревнованиях,
военно-спортивных
мероприятиях
6
Раздел 6. Итоговое занятие
Итого часов:
216
52
164
Содержание программы.

РАЗДЕЛ І. Вступительная часть
1.1. Вступительное занятие

Инструктаж по технике безопасности при проведении тренировочного
процесса, соревнований, слетов, походов, поездок и т.д. Обсуждение плана
работы на предстоящий год обучения.
Права и обязанности руководителя при проведении туристского
мероприятия, путешествия.
РАЗДЕЛ ІІ. СПОРТИВНО-ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА
2.1. Повторение и актуализация знаний предыдущего года.
Повторение материала, предыдущего года обучения. Актуализация знаний,
полученных ранее, для дальнейшего развития и прогрессирования
спортсменов. Контрольные нормативы на начало учебного года.
2.2. Спортивный календарь
Спортивный календарь на предстоящий год обучения. Выбор приоритетных
мероприятий.
2.3. Топографическая подготовка. Спортивное ориентирование.
Топографическая подготовка, для ориентирования на местности с картой и
без карты по естественным, природным указателям (ориентирам) в каждом
конкретном случае (местности). Основные правила проведения и участия в
соревнованиях по спортивному ориентированию.
Практические занятия.
Определение своего местонахождения на карте, с помощью компаса,
определение азимута и направления движения. Участие в соревнованиях и
тренировочных забегах на местности.
2.4. Техника спортивного туризма. Способы преодоления препятствий.
Виды и характеристика естественных препятствий в пешеходных и горных
походах, соревнованиях по видам туризма. Способы и приемы преодоления
природных и естественных препятствий во время соревнований и в реальных
условиях. Спасательные работы.
Практические занятия.
Способы и приемы преодоления природных и естественных препятствий во
время соревнований и в реальных условиях. Способы страховки в
зависимости от сложности и характера препятствия. Специальное
снаряжения при проведении спасательных работ, правила и требования к его
применению
2.5. Организация питания в походе

Практические занятия.
Разработка меню на время похода в зависимости от калорийности продуктов
и нормы веса продуктов в день на каждого человека. Калькуляция продуктов
на каждого человека во время многодневных спортивных походов.
Необходимость перекусов, между основными приемами пищи.
РАЗДЕЛ ІІІ. Общая физическая подготовка
3.1. Общая физическая подготовка
Занятия по общей физической подготовке. Направлены на развитие,
выносливости, скорости, ловкости, базовой физ.подготовке.
3.2. Работа с веревками
Работа кружковцев с веревками, во время страховки, бухтовка – разными
способами, переноска, распутывание, исправление трений, мышеловки,
паутины, вязка узлов и практическое их применение.
РАЗДЕЛ IV. Физическая культура и первая медицинская помощь
3.1. Специальная физическая подготовка.
Общая и специальная физическая подготовка туристов-спортсменов.
Использования упражнений и элементов упражнений спортивного туризма,
легкой атлетики, гимнастики, игровых видов спорта, скалолазания,
кроссовой подготовки. Развитие и совершенствование специальных умений и
навыков для участия в соревнованиях и спортивных походах.
3.2. Оказание первой медицинской помощи.
Первая помощь при получении травмы и заболеваниях в условиях
отдаленности от цивилизации: действия руководителя, группы.
Комплектация походной аптечки. Ожоги, переохлаждения, раны полученные
колющими и режущими предметами. Отравления – необходимые
мероприятия и способы предотвращения пищевых отравлений. Мозоли и
потертости, правила личной гигиены. Переломы – наложение шины и
иммобилизация. Потеря сознания, шоковое состояние, головокружение.
Помощь при кровотечении, виды кровотечений, действия в зависимости от
вида кровотечения. Тепловой и солнечный удары, ушибы. Укусы дикими
животными, и химические отравления ядовитыми растениями и животными.
Клещи: правила извлечения клеща, обработка места укуса.
Практическое занятие.
Способы и средства транспортировки пострадавшего. Наложение повязок и
иммобилизация конечностей.

РАЗДЕЛ V. Участие в спортивно-массовых мероприятиях.
4.1. Участие в соревнованиях, военно-спортивных мероприятиях.
Проведение однодневных и многодневных учебно-тренировочных и
экскурсионных путешествий. Подготовка отчетов о пройденном маршруте.
Практические занятия.
Составление отчетов о пройденном походе. Составление анализа о
выступлении на соревнованиях.
РАЗДЕЛ IV. Итоговое занятие
Подведение итогов работы кружка. Анализ достижений, и неудач
выступлений спортсменов
Учебный план: Продвинутый уровень (3 год обучения)
Название раздела,
темы
№
п/п

Количество часов

Всего Теория Практика

1. Раздел 1. Вступительная часть
1.1. Тема
2
1.1. Вступительное
занятие – инструктаж
по технике
безопасности, правила
организации и
проведения
туристских
путешествий и
походов.

2

-

2. Раздел 2. Спортивно-туристская подготовка
2.1. Тема 2.1. Повторение 2
и актуализация знаний
предыдущего года
обучения.

2

2.2. Тема 2.2. Спортивный 2
календарь.

2

Формы
организации
занятий

Формы
аттестации
(контроля)

2.3 Тема
32
2.3. Топографическая
подготовка.
Спортивное
ориентирование.

8

24

2.4. Тема 2.4. Техника
28
спортивного туризма в
пеших походах.
Способы преодоления
препятствий.

2

26

2.5. Тема 2.5. Организация 2
питания в походе, во
время экскурсии.

-

2

3

Раздел 3. Общая физическая подготовка

3.1. Тема 3.1. Общая
14
физическая подготовка

14

-

3.2. Тема 3.2. Работа с
веревками в
спортивном зале.

2

6

4

8

Раздел 4. Физическая культура и первая медицинская помощь.

4.1. Тема 4.1. Специальная 70
физическая
подготовка.

8

62

4.2. Тема 4.2. Оказание
первой медицинской
помощи.

2

4

5

Раздел 5. Участие в спортивно-массовых мероприятиях

5.1. Тема 5.1. Участие в
соревнованиях,
военно-спортивных
мероприятиях.
6

6

48

4

44

52

164

Раздел 6. Итоговое занятие

Итого часов:

216

Содержание программы
РАЗДЕЛ І. Вступительная часть (2 часа)
1.1. Вступительное занятие (2 часа)
Инструктаж по технике безопасности при проведении тренировочного
процесса, соревнований, слетов, походов, поездок и т.д. Обсуждение плана
работы на предстоящий год обучения.
Права и обязанности руководителя при проведении туристского
мероприятия, путешествия.
РАЗДЕЛ ІІ. СПОРТИВНО-ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА (66 часов)
2.1. Повторение и актуализация знаний предыдущего года (2 часа).
Повторение материала, предыдущего года обучения. Актуализация знаний,
полученных ранее, для дальнейшего развития и прогрессирования
спортсменов. Контрольные нормативы на начало учебного года.
2.2. Спортивный календарь (2 часа)
Спортивный календарь на предстоящий год обучения. Выбор приоритетных
мероприятий.
2.3. Топографическая подготовка. Спортивное ориентирование. (32 часов)
Топографическая подготовка, для ориентирования на местности с картой и
без карты по естественным, природным указателям (ориентирам) в каждом
конкретном случае (местности). Основные правила проведения и участия в
соревнованиях по спортивному ориентированию.
Практические занятия.
Определение своего местонахождения на карте, с помощью компаса,
определение азимута и направления движения. Участие в соревнованиях и
тренировочных забегах на местности.
2.4. Техника спортивного туризма. Способы преодоления препятствий (28
часа)
Виды и характеристика естественных препятствий в пешеходных и горных
походах, соревнованиях по видам туризма. Способы и приемы преодоления
природных и естественных препятствий во время соревнований и в реальных
условиях. Спасательные работы.
Практические занятия.

Способы и приемы преодоления природных и естественных препятствий во
время соревнований и в реальных условиях. Способы страховки в
зависимости от сложности и характера препятствия. Специальное
снаряжения при проведении спасательных работ, правила и требования к его
применению
2.5. Организация питания в походе (2 часов)
Практические занятия.
Разработка меню на время похода в зависимости от калорийности продуктов
и нормы веса продуктов в день на каждого человека. Калькуляция продуктов
на каждого человека во время многодневных спортивных походов.
Необходимость перекусов, между основными приемами пищи.
РАЗДЕЛ ІІІ. Общая физическая підготовка (22 часа)
3.1. Общая физическая підготовка (14 часов)
Занятия по общей физической подготовке. Направлены на развитие,
выносливости, скорости, ловкости, базовой физ.подготовке.
3.2. Работа с веревками (8 часов)
Работа кружковцев с веревками, во время страховки, бухтовка – разными
способами, переноска, распутывание, исправление трений, мышеловки,
паутины, вязка узлов и практическое их применение.
РАЗДЕЛ IV. Физическая культура и первая медицинская помощь (76 часа)
3.1. Специальная физическая подготовка. (70 часов)
Общая и специальная физическая подготовка туристов-спортсменов.
Использования упражнений и элементов упражнений спортивного туризма,
легкой атлетики, гимнастики, игровых видов спорта, скалолазания,
кроссовой подготовки. Развитие и совершенствование специальных умений и
навыков для участия в соревнованиях и спортивных походах.
3.2. Оказание первой медицинской помощи. (6 часа)
Первая помощь при получении травмы и заболеваниях в условиях
отдоленности от цивилизации: действия руководителя, группы.
Комплектация походной аптечки. Ожоги, переохлаждения, раны, полученные
колющими и режущими предметами. Отравления – необходимые
мероприятия и способы предотвращения пищевых отравлений. Мозоли и
потертости, правила личной гигиены. Переломы – наложение шины и
иммобилизация. Потеря сознания, шоковое состояние, головокружение.
Помощь при кровотечении, виды кровотечений, действия в зависимости от
вида кровотечения. Тепловой и солнечный удары, ушибы. Укусы дикими

животными, и химические отравления ядовитыми растениями и животными.
Клещи: правила извлечения клеща, обработка места укуса.
Практическое занятие.
Способы и средства транспортировки пострадавшего. Наложение повязок и
иммобилизация конечностей.

РАЗДЕЛ V. Участие в спортивно-массовых мероприятиях (48 часов).
4.1. Участие в соревнованиях, военно-спортивных мероприятиях (48 часов).
Проведение однодневных и многодневных учебно-тренировочных и
экскурсионных путешествий. Подготовка отчетов о пройденном маршруте.
Практические занятия.
Составление отчетов о пройденном походе. Составление анализа о
выступлении на соревнованиях.
РАЗДЕЛ IV. Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов работы кружка. Анализ достижений, и неудач
выступлений спортсменов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся
по окончании обучения:
1. Участие в региональных, окружных и российских соревнованиях по
спортивному туризму;
2. Выполнение или подтверждение норматива разрядов по спортивному
туризму.
Освоив данную Программу, учащиеся:
·
приобретут специальные знания по вопросам туртехники,
спелеотуризму, ориентированию, доврачебной медицинской помощи;
·
познакомятся с историей Российского туризма и перспективами
развития туризма в РХ;
·
расширят и углубят свои знания в области истории, географии,
биологии, литературы родного края, ОБЖ, физической подготовке;
·

познакомятся с проблемами экологии и охраны природы РХ;

·

научатся работать в команде;

·
изучат способы контроля над эмоциями, психологического настроя на
участие в соревнованиях и походах;
·
разовьют силу, выносливость, координацию движений в соответствии с
возрастными и физическими возможностями;
·

научатся правильно распределять свои силы;

·
познакомятся с профессиями, требующими наличие туристских
навыков;
·

приобретут навыки самообслуживания в условиях походной жизни;

·
приучатся к безоговорочному выполнению ТБ при работе с
турснаряжением;
·

смогут творчески подходить к решению нестандартных ситуаций;

·
познакомятся с правилами поведения в общественных местах и
культурного поведения в природе, правилами поведения под землей.
Планируемые результаты освоения учащимися Программы 1 года обучения:
учащиеся должны иметь представления (репродуктивный уровень) о (об):
·

правилах поведения вне населенных пунктов;

·

опасных и ядовитых растениях, растущих в окрестностях поселка;

·

основах гигиены и первой доврачебной помощи;

·
основах безопасности при проведении занятий и туристскокраеведческих мероприятий;
·
·

основном туристском снаряжении и правилах его эксплуатации;
основных туристских узлах, их применении и назначении;

Учащиеся научатся (конструктивный уровень):
·
самостоятельно укладывать рюкзак, опираясь на список,
предложенный педагогом;
·

устанавливать основные типы палаток;

·

выбирать место привалов и биваков;

·

оказывать элементарную медицинскую помощь.

·

читать и расшифровывать основные топографические знаки;

·
выполнять комплекс упражнений общей и специальной физической
подготовки;
·

участвовать в акциях по охране природы;

·

производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые повязки;

·

передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

·

преодолевать несложные естественные препятствия;

Учащиеся могут научиться (творческий уровень):
·
·

осуществлять ремонт туристского снаряжения;
оказывать элементарную медицинскую помощь;

Планируемые результаты освоения учащимися Программы 2 года обучения:
учащиеся должны иметь представления (репродуктивный уровень) о (об):
·

порядке, организации и проведении однодневных походов;

·
правилах поведения вне населенных пунктов, вопросах экологии,
туризма, основах туристской техники;
·

самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

·

опасных и ядовитых растениях, растущих в регионе;

·

основах гигиены и первой доврачебной помощи;

·
основах безопасности при проведении занятий и туристскокраеведческих мероприятий;
·
основном туристском личном и групповом снаряжении и правилах его
эксплуатации;
·

основных туристских узлах, их применении и назначении;

·

основах топографии;

·

топографической карте, масштабе;

·

действии участников соревнований и походов;

·

способах изображения земной поверхности, видах карт;

·

правилах поведения под землей;

·

легендах и мифах посещаемых объектов.

Учащиеся научатся (конструктивный уровень):
·

составлять список личного снаряжения в зависимости от сезона;

·

осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;

·

устанавливать основные типы палаток;

·

выбирать место привалов и биваков;

·

оказывать элементарную медицинскую помощь.

·

читать масштабы карт;

·

разбирать схемы и карты пещер;

·

распознавать признаки заболеваний и травм;

·

пользоваться групповой медицинской аптечкой;

·

читать и расшифровывать основные топографические знаки;

·
выполнять комплекс упражнений общей и специальной физической
подготовки;
·
принимать участие в изготовлении снаряжения, не причиняющего
вреда окружающей природе;
·

участвовать в акциях по охране природы;

·

производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые повязки;

·
изготавливать носилки и другие средства транспортировки
пострадавшего;
·

транспортировать пострадавшего по пересеченной местности;

·

осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности;

·
выполнять нормативы по общей и специальной физической
подготовке;
·
преодолевать естественные природные препятствия под землей и на
поверхности;
·

передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

·
организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для
однодневного похода;
·

преодолевать несложные естественные препятствия;

·
ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне по
спортивному ориентированию;
Учащиеся могут научиться (творческий уровень):
·

осуществлять ремонт личного туристского снаряжения;

·
организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для
однодневных походов;
·

разрабатывать план однодневного похода;

·

оказывать элементарную медицинскую помощь;

·
самостоятельно изучать, подбирать, систематизировать материал для
ученических исследовательских работ;
·

презентовать свои исследовательские работы;

Планируемые результаты освоения учащимися Программы 3 года обучения:
учащиеся должны иметь представления (репродуктивный уровень) о (об):
·

порядке, организации и проведении многодневных походов;

·
правилах поведения вне населенных пунктов, вопросах экологии,
туризма, основах туристской техники;
·

самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

·
опасных и ядовитых растениях и растениях, занесенных в Красную
Книгу РХ и РФ, встречающихся в нашем регионе;
·

основах гигиены и первой доврачебной помощи;

·
основах безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий
и туристско-краеведческих мероприятий;
·
основном туристском, спелеоснаряжении и правилах его
эксплуатации;
·

основных туристских узлах, их применении и назначении;

·

основах топографии;

·

топографической карте, масштабе;

·

местонахождении экскурсионных объектов;

·

местонахождении наиболее посещаемых пещер;

·

действии участников соревнований и походов;

·

способах изображения земной поверхности, видах карт;

·

правилах поведения под землей;

·

легендах и мифах родного края.

Учащиеся научатся (конструктивный уровень):

·
составлять список личного и группового снаряжения в зависимости от
сезона;
·

осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;

·

устанавливать основные типы палаток;

·

выбирать место привалов и биваков;

·
оказывать доврачебную медицинскую помощь, комплектовать
медицинскую аптечку для похода;
·

распознавать признаки заболеваний и травм;

·

пользоваться групповой медицинской аптечкой;

·

производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые повязки;

·
изготавливать носилки и другие средства транспортировки
пострадавшего;
·

транспортировать пострадавшего по пересеченной местности;

·

осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности;

·

читать масштабы карт;

·

разбирать схемы и карты пещер;

·

читать и расшифровывать основные топографические знаки;

·
выполнять комплекс упражнений общей и специальной физической
подготовки;
·
принимать участие в изготовлении снаряжения, не причиняющего
вреда окружающей природе;
·

участвовать в акциях по охране природы;

·
выполнять нормативы по общей и специальной физической
подготовке;
·
преодолевать естественные природные препятствия под землей и на
поверхности;
·

передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

·
организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для
однодневного похода;
·

преодолевать естественные препятствия на поверхности и под землей;

·

ориентироваться по карте и компасу.

Учащиеся могут научиться (творческий уровень):
·

осуществлять ремонт туристского личного и группового снаряжения;

·

участвовать в маркировке и оборудовании простейших маршрутов;

·
организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для
многодневных походов;
·

разрабатывать нитку маршрута многодневного похода;

·

оказывать доврачебную медицинскую помощь;

·
самостоятельно выбирать тему, изучать, подбирать,
систематизировать материал для ученических исследовательских работ;
·

презентовать свои исследовательские работы;

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.

Количество учебных недель
Количество учебных дней

(34) 36 недель
1 год обучения (от 216 час. -108 дней)
2 год обучения (от 216 час. - 108 дней)
3 год обучения (от 216 час. - 108 дней)
С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения

Даты начала и окончания учебного года

С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Сроки промежуточной аттестации
Рубежная- май в конце 1,2 года обучения
ДОП на 3 года
Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 3 года обучения (май)

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.

Аспекты
Материально-

Характеристика (заполнить)
- характеристика помещений для занятий по программе;

Аспекты
техническое
обеспечение

Характеристика (заполнить)
Кабинет №17.Гимнастический зал
 Веревки альпинистские
 Зал спортивный, оборудованный крюками для проведения
занятий с веревками (крюки 11кН)
 Системы страховочные
 Карабины и другое альпинистское снаряжение
 Палатки
 Спальники
 Компасы
Мячи (футбольный, баскетбольный, волейбольный)
 Маты гимнастические
- перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы, учебная литература
(при наличии)

-аудио
- видео
- фото
- интернет источники
weblist.ru, www.yandex.ru,www.tutu.ru,www.pingwin.ru,
www.kp.ru, www.galat.net,www.elmax.ru,www.entstart.ru.
arhive.travel.ru
https://travel.yandex.ru/;
1. Общий список литературы по туризму и краеведению
http://rostovtur.narod.ru/resurs/resurs2012.htm
2. Электронные образовательные ресурсы
Авторские интерактивные задания и тренировочные
упражнения
Информационное
https://turist.edu.yar.ru/eor/eor_topografiya.html
обеспечение
Видео по темам:
3. Школа безопасности. Страховочная система, спуск по
верѐвке. Видео урок.
https://youtu.be/6PFlNZHhZho
4. Как использовать восьмѐрку, дюльфер
https://youtu.be/DyfzQagqnMo
5. Спортивный туризм. Навесная переправа
https://youtu.be/­OIozzLJs7U
6. МК ТПТ навесная переправа с сопровождением
https://youtu.be/af3TbVwJsoQ
7. Подъѐм по верѐвке с помощью жумара спортивным
способом
https://youtu.be/Lrp29Trxtok

Аспекты

Кадровое
обеспечение

Характеристика (заполнить)
8. Маркировка вервки
https://www.youtube.com/watch?v=9tb­ayadquo&feature=youtu.be
9. 4 способа как бухтовать веревку
https://www.youtube.com/watch?v=9_QPBdlSfeI&feature=youtu.be
10. Как бухтовать веревку, быстро и удобно
https://youtu.be/0QM_RKG3NIs
11. Азбука спортивного туризма. Блокировка страховочной
системы
https://youtu.be/pJFnd7TLQKI
Викторины, кроссворды
https://yadi.sk/d/Qi9INNoJn6KzeQ
Педагог дополнительного образования. Квалификационной
категории не имеет
Шагжиев А.У.
2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:





Зачет
Соревнования
Конкурс
Слѐт
2.4. Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы.

Входная диагностика проходит перед зачислением ребенка в секцию с целью
выявления первоначального уровня знаний и умений, возможности детей.
Формы:
- Прохождение медицинского осмотра
- Устный опрос
Во время проведения входной диагностики педагог даѐт анкету для учащихся
«Изучение интереса к занятиям у учащихся»;
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года
для отслеживания уровня освоение учебного материала программы и
личностных качеств учащихся.

Формы:
-педагогическое наблюдение
-Выполнение тестовых заданий на знание терминологии и истории
журналистике
-Выполнение практических заданий
-Устный и письменный опрос
Промежуточный контроль проводится 2 раза в год – декабрь, май с целью
выявления уровня усвоения программой учащимися.
Формы
- Устный и письменный опрос
- выполнение тестовых заданий
- игровые формы
- Сдача нормативов

Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Форма
-Участие в контрольном выезде туристских групп
-Представление и защита разработанного путешествия (меню, маршрут,
логистика)
Наглядные и дидактические пособия:
учебно-топографический карты;
 плакаты, схемы по технике туризма и технике безопасности;
 фото- и видеоматериалы, слайды;
 карточки-задания по оказанию первой медицинской помощи;
обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию.




2.5. Материально-техническое обеспечение


Веревки альпинистские



Зал спортивный, оборудованный крюками для проведения занятий с
веревками (крюки 11кН)
 Системы страховочные
 Карабины и другое альпинистское снаряжение
 Палатки
 Спальники
 Компасы

Мячи (футбольный, баскетбольный, волейбольный)


Маты гимнастические

2.6. Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
2. Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение,
1973.
3. Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература,
1975.
4. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ,
1972.
5. Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе.
М., Пищевая промышленность, 1980.
6. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по
организации системы воспитательной работы общеобразовательной
школы. Под ред. доктора педагогических наук, профессора И.С.
Марьенко. М., Просвещение, 1980.
7. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.,
Физкультура и спорт, 1972.
8. Алѐшин В. М. Карта в спортивном ориентировании / В. М. Алѐшин. —
М., 1983.
9. Аппенянский А. И. физическая тренировка в туризме /
10.А. И. Аппенянский. — М., 1988.
11.Воронов Ю. С. Тесты и занимательные задачи для юных
ориентировщиков / Ю. С. Воронов. — М., 1998.
12.Константинов Ю. С. Педагогика школьного туризма / Ю. С.
Константинов, В. М. Куликов. — М., 2000.
13.Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований
подростков / под ред. С. М. Губаненкова. — СПб., 2007.
14.Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой
деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.

15.сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой
работе, организации отдыха детей и молодѐжи / сост. Ю. С.
Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
16.Смирнов Д. В. спортивный туризм: туристское многоборье / Д. В.
Смирнов. — М., 2003. — Ч.1. — Вып. 5.
17.Туристский терминологический словарь / ант. -сост. И. В. Зорин, В. А.
Квартальнов. — М., 1999.
18.Усыскин Г. С. В классе, в парке, в лесу: Игры и соревнования юных
туристов / Г. С. Усыскин. — М., 1996.
19.Шимановский В. Ф. Питание в туристском походе / В. Ф.
Шимановский. — М., 1986.
20.Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма / Ю. А.
Штюрмер. — М., 1992.
21.Акелькин В. И. и др. Люди идут по свету. Книга-концерт. М.:
Физкультура и спорт, 1990 г, 399 с.
22.Андреев Ю. А. и др. Среди нехоженых дорог одна – моя. Сборник
туристских песен. М.: Профиздат, 1989 г.,440 с.
23.Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.:
ЦДЮТиК МО РФ, 2003 г.
24.Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М: Профиздат, 1990
г, 256 с.
25.Куприн А. М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1977 г.,
121 с.
26.Курилова В. И. Туризм. Учебное пособие для педагогических
институтов. М.: Просвещение, 1988 г, 222 с.
27.Линчевский Э. Э. Психилогический климат туристской группы. М.:
Физкультура и спорт, 1981 г, 111 с.
28.Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований
подростков. Сборник ГОУ «Балтийский Берег», Санкт-Петербург.
СПб.: ИД «Петрополис», 2007 г.
29.Правила организации и проведения туристских соревнований
учащихся РФ.
30.Ведомственная инструкция. М.: ЦДЮТ МО РФ, 1995 г.
31.Стрижев А. Н. Туристу о природе. (Мир туристских интересов –
фенологические наблюдения в походе). М: Профиздат, 1986 г, 176 с
32.Скрягин Л. Н. Морские узлы. М: Транспорт, 1994 г, 128 с.
33.Сухарев Д. А. и др. Авторская песня. Антология. Екатеринбург. : УФактория, 2002 г., 606 с.
34.Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.:
Физкультура и спорт, 1983 г, 143 с.
35.Русский турист НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПО СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ
ТУРИЗМУ
В
РОСИИ НА
20012004гг. Выпуск седьмойМосква 2001г.Составители сборникаВостоков
И.Е., Панов С.Н.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Акелькин В. И. и др. Люди идут по свету. Книга-концерт. М.:
Физкультура и спорт, 1990 г, 399 с.
2. Андреев Ю. А. и др. Среди нехоженых дорог одна – моя. Сборник
туристских песен. М.: Профиздат, 1989 г.,440 с.
3. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М: Профиздат, 1990
г, 256 с.
4. Куприн А. М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1977 г,
121 с.
5. Стрижев А. Н. Туристу о природе. (Мир туристских интересов –
фенологические наблюдения в походе). М: Профиздат, 1986 г, 176 с.
6. Скрягин Л. Н. Морские узлы. М: Транспорт, 1994 г, 128 с.
7. Сухарев Д. А. и др. Авторская песня. Антология. Екатеринбург. : УФактория, 2002 г., 606 с.
8. Попчиковский В. Ю. и др. Туристские спортивные маршруты. М.:
Профиздат, 1989 г
9. Штюрмер Ю. А. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».